ПРОЕКТНО-БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ МНОГОРАЗОВОГО РАКЕТНОГО БЛОКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РН С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВРД
© Н.Б.Пискарева, И.В.Полосин, А.В.Ящевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2001 г.
Действующая «Государственная космическая программа России», рассматривает высокую эффективность, как необходимое условие, при создании перспективных средств выведения для решения транспортных народнохозяйственных задач.
Создание многоразовых ракетных блоков с минимально-возможными затратами, связанными с этапами возвращения блока к месту старта и проведения работ по его восстановлению, является одним из путей совершенствования транспортно-космических систем (ТКС).
В настоящее время ведутся работы по созданию многоразовых ракетных блоков (МРБ) первых ступеней ракет-носителей. При рассмотрении задач возвращения МРБ имеется множество способов их решения, одним из вариантов является использование для возвращения к точке старта воздушно-реактивного двигателя.
Проведенные исследования позволяют провести сравнительный анализ проектно-массовых характеристик многоразового ракетного блока, оснащенного различными типами воздушно-реактивных двигателей.
На диаграмме показаны области применения различных типов воздушно-реактивных двигателей при проектировании МРБ ТКС.
Исследования показали эффективность использования прямоточных воздушно-реактивных двигателей в качестве маршевой двигательной установки системы возвращения МРБ на всей области применения воздушно-реактивных двигателей для 2-х и 3-х ступенчатых РН среднего и большего классов.
При этом стоимость выведения единицы полезной нагрузки РН за счет использования МРБ с ВРД снижается в 2-2,5 раза по сравнению с традиционными одноразовыми РН.
Полученные данные свидетельствуют о перспективности использования прямоточного воздушно-реактивного двигателя для возвращения разгонных блоков первых ступеней ракеты-носителя и могут быть рекомендованы для проектно-конструкторских, разработок современных многоразовых транспортно-космических систем.