ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

© Т.А.Крапивницкая, Н.А.Разсолов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2001 г.

На IV Всероссийском съезде воздушного флота в июне 1921 г. С.Е.Минц сделал доклад о состоянии ВЛЭ и выделил два направления: клиническое и психологическое. Он явился инициатором внедрения психофизиологических исследований для отбора пилотов. Созданная им лаборатория авиационной школы стала ядром Центральной психофизиологической лаборатории. Анализ 364 катастроф показал, что в 90% случаев они зависели от индивидуальных психологических качеств пилота. Исследования С.Е.Минца затрагивали как когнитивные свойства, так и особенности личности пилотов Психологические особенности человека интересовали К.Э. Циолковского, который изучал процессы ощущения и вывел математическую модель ощущения, опубликовав ее в статье «Ум и страсти».

Во всех авиационных школах были организованы психологические лаборатории. В 1924 г. Главвоздухфлот но договоренности с Военно-санитарным управлением организовал Центральную психофизиологическую лабораторию, которую возглавил психиатр Н.М.Добротворский. В практику ВЛЭ был введен профессионально-психологический отбор и соответствующее тестирование.

Однако после опубликования в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) о «педологических извращениях в системе Наркомпроса», в котором осуждалась практика применения тестов, их использование было запрещено. На длительный срок психологическое обследование пилотов было прекращено.

В настоящее время ВЛЭ ГА применяет комплекс личностных методик для исследования сознательной и бессознательной сферы пилота, его интеллектуальных способностей, психосоматических отклонений, неврологических нарушений, что способствует раннему выявлению патологии и обеспечению безопасности полетов.