СОТРУДНИЧЕСТВО Д.Д. СЕВРУКА С В.П. ГЛУШКО
© Л.Ф.Васильева, В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2001 г.
Сотрудничество Д.Д.Севрука и В.П.Глушко началось в феврале 1941 г., когда заключенный инженер-электротехник Д.Д.Севрук был этапирован с колымских лагерей в казанское ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при авиамоторном Заводе №27, где заключенный В.П.Глушко возглавлял группу конструкторов, разрабатывавших авиационный ЖРД.
Севруку было поручено разработать электросхему двигателя и оборудование для автоматического запуска двигателя.
Когда в 1942 г. на базе группы было организовано КБ во главе с главным конструктором Глушко, Севрук был назначен заместителем главного конструктора по экспериментальным работам. В октябре 1943 г. начались летные испытания двигателя РД-1, установленного на самолете Пе-2Р. Севрук участвовал в этих работах в качестве бортинженера-экспериментатора. После освобождения из заключения в июле 1944 г. Севрук и Глушко продолжали сотрудничество в тех же должностях в ОКБ-РД в системе наркомата авиапрома.
За разработку авиационных ЖРД РД-1 и РД-1ХЗ Глушко и Севрук в 1945 г. были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
В 1946 г. ОКБ-РД по решению правительства было переведено в Химки, на завод №456, который был ориентирован на изготовление ЖРД для ракет дальнего действия. Севрук был назначен первым заместителем главного конструктора ОКБ-456 В.П.Глушко. Главной заслугой Севрука в этот период является строительство испытательной базы ОКБ-456.
В 1952 г. Севрук возглавил ОКБ-3 по разработке зенитных и геофизических ракет. Однако в 1959 г. ОКБ-3 было объединено с ОКБ-2 под общим руководством А.М.Исаева. В этот сложный момент в жизни Севрука руку помощи ему протянул Глушко, предложив в ранге заместителя главного конструктора ОКБ-456 возглавить работы по созданию электроплазменных и ионных реактивных двигателей. Эта работа продолжалась до середины 1962 г., когда новая тематика была передана во вновь созданное Особое конструкторское бюро во главе с академиком Б.С.Стечкиным. Севрук вместе с руководимым им персоналом был переведен в новое ОКБ. На этом завершилось непосредственное сотрудничество Д.Д.Севрука и В.П.Глушко.