АНАЛИЗ ОПЫТА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ МОДУЛЕЙ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ОПЫТА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ МОДУЛЕЙ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© А.М.Макаров, В.В.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2002 г.

Благодаря трудам К.Э. Циолковского стал возможен полет человека в космос и успешное развитие пилотируемой космонавтики. В настоящее время продолжается полет международной космической станции (МКС) с экипажем космонавтов и астронавтов на борту. Для выработки практических навыков работы с бортовыми системами МКС при подготовке космонавтов используются различные виды тренажеров.

В РГНИИ ЦПК разработан стенд программно-аппаратного комплекса подготовки космонавтов с использованием элементов виртуальной реальности (ПАК СВР), позволяющий решать задачи подготовки по служебным бортовым системам российского сегмента (РС) МКС. Данный стенд позволяет уменьшить зависимость организации практических занятий и тренировок от расположения и занятости комплексного тренажера, а также делает возможными проведение самоподготовки на технических средствах и подготовку на борту МКС.

При разработке таких тренажеров необходимо решить следующие задачи:

1. Создание интерфейса космонавта с бортовыми системами идентичного тому, который реализован на МКС:

− интерфейс Laptop, который используется для управления и контроля состояния бортовых систем МКС;

− интерфейс всех пультов управления и контроля;

2. Реализация для преподавателя возможностей:

− задавать для системы нужное исходное состояние;

− контролировать действия обучаемого;

− вводить различные нештатные ситуации;

− просматривать запись тренировок для проведения разбора;

3. Реализация логики работы бортовых систем путем реализации:

− логики работы блоков отдельно и во взаимодействии;

− правильного отображения всех параметров при штатной и нештатной работе;

− аварийно-предупредительной сигнализации;

− связи с другими модулями и другими бортовыми системами.

Нами разработаны варианты применения ПАК СВР для обучения космонавтов системам СЭС и СОСБ PC МКС, перспективы и ключевые направления его развития, варианты применения для обучения в других областях.