АНАЛИЗ ОПЫТА И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© А.В.Зорин, Т.А.Левченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2002 г.
Анализ опыта и информационно-методического обеспечения процесса подготовки космонавтов с использованием моделей виртуальной реальности позволяет выделить главные направления и дидактические условия совершенствования подготовки к деятельности, а, следовательно, и повышения уровня профессиональной готовности космонавтов.
Основные выводы по результатам проведенного анализа:
− появление ПЭВМ с совершенными графическими и конструкторскими редакторами, а также рабочих станций качественно изменило возможности технических средств подготовки космонавтов;
− процесс внедрения в обучение моделей виртуальной реальности сопровождался двумя негативными моментами: скептическим восприятием обучаемым модели штатного космического аппарата;
− внутренним повышенным напряжением преподавателя, обусловленным ожиданием сбоев (неточностей) в процессе использования такого типа моделей;
− использование моделей способствует значительному повышению интереса к обучению у космонавтов;
− создание моделей, имитирующих штатные космические аппараты, являлось самоцелью для преподавателей;
− вопросы методики использования моделей далеки от совершенства;
− формирование готовности к выполнению космических полетов в меньшей степени зависит от качественного наглядного информационного материала, а в большей степени зависит от грамотно составленных методик, позволяющих использовать этот материал в качестве технического средства подготовки;
− процесс обучения не заканчивается на Земле, а продолжается в реальном полете, который является для космонавтов очередным этапом подготовки, имеющим практическую направленность.
На основании полученных результатов видятся следующие требования к моделям виртуальной реальности как техническим средствам подготовки и предложения по их использованию:
− модель должна быть достоверной (все изменения должны отслеживаться и своевременно вноситься);
− модель должна иметь дидактическую информационно-справочную базу;
− модель должна быть ориентирована на индивидуализацию процесса обучения не по форме (работа одного преподавателя с одним обучаемым), а по содержанию;
− модель должна иметь набор сценариев (в зависимости от количества изучаемых систем и формируемых качеств у обучаемых);
− методики должны быть ориентированы на такую форму обучения, как «деловая игра» (данная форма обучения используется всеми от рождения до старости как средство познания и тренировок);
− методики обучения должны иметь автоматическую регистрацию состояний и процессов; автоматическую регистрацию результатов деятельности и критерии оценки деятельности обучаемых.