АТОМИСТИКА: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

АТОМИСТИКА: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

Атомизм — учение о материально-предметном мире, в котором каждая «вещь» или «тело» представляют собой конгломерат наипростейших (бесструктурных, неделимых, вечных) элементов, находящихся в движении и способных к объединениям и распадам. Они (атом, монада, элементарное) различаются между собой величиной, формой, фигурой, существуя в пустоте (эфире, пространстве). Атомизм — учение о прерывистом строении мира. Не случайно он характерен для любых механистических концепций.

В истории философии атомистика проходит довольно сложный путь. Наиболее ранние упоминания ее признаков встречаются в Древнеиндийской философии (школы вайшешика и ньяя). В философии Древнего мира – это одна из сквозных Исследовательских программ (Левкипп-Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар); в средневековой философии она принимает форму еретическо-критических поисков в отношении идеи о сотворении мира. В философии Возрождения и Нового времени, на базе явных успехов и достижений механики, атомизм свои гипотетические построения все более укрепляет естественнонаучной аргументацией (Г. Галилей, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Д. Дальтон, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев). К концу ХIХ века атомизм в естествознании становится чрезвычайно влиятельным, определяя во многом и стиль научного мышления и особенности мировоззрения этого периода.

Именно на это время приходится становление и укрепление основополагающих моментов и принципов позиции К.Э. Циолковского. Историко-философской базой его учения во многом выступили античные атомисты. Циолковский был полностью солидарен с их понятием атома и разработками его характеристик в качестве первопричины и первоосновы бытия. Воспринял ученый и чрезвычайно популярные в его время идеи Г. В. Лейбница: о множественности субстанций, о единстве и неразрывности духа и телесности в атоме-духе (в монаде у Лейбница), об универсальной гармонии порожденного Причиной (у Лейбница Богом) мира, об оценочном подходе к мирозданию как совершенству и добру (идея «лучшего из миров» у Лейбница), о телеологическом обосновании оптимизма свободного человека, опирающегося в своем поведении и действиях на разум.

По глубокому убеждению Циолковского, все существующее должно иметь единую основу и постигаться едиными средствами. Единство мира базируется на трех основных элементах: времени, пространстве и силе, с которой он отождествляет движение. Полнота мира обеспечивается их взаимодействием, воплощающемся в простейшем элементе мироздания — атоме. А так как он обладает еще и свойством чувствительности, то его логичнее квалифицировать как атом-дух. Сложные формы мира представляют собой конгломераты элементарных составляющих, каждая часть является миниатюрной копией целого. Модель мироздания у Циолковского представлена в строгом соответствии с ньютоновскими образцами, не утратившими своей привлекательности и авторитета до конца девятнадцатого столетия.

В целом космическая философия Циолковского представляет собой формальное механическое соединение значительного числа оригинальных и перспективных идей своего времени, разрабатывавшихся в науке и циркулировавших в мировой и отечественной культуре. На основе принципов монизма, механицизма и эволюционизма он создает свою версию мироустройства, аналогичную западным теоретическим моделям XVIII–XIX веков.

Современная атомистика во многом отступила от своих исходных идей и смягчила многие принципы.

Тезисы доклада подготовлены при поддержке РГНФ, проект № 02-03-18222а