ГЛОБАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДИАЛОГА И ПАРТНЕРСТВА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
© Ю.В.Яковец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2002 г.
ХХ век был веком прорыва человечества в космос, начала космической эры. Первой этот прорыв совершила наука — российские ученые и инженеры К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, Ю. Кондратюк, Ф. Цандер, С. Королев. Вторая половина века ознаменовалась практическим осуществлением выработанных учеными концепций и принципов. Лидерами освоения космоса стали Советский Союз и США, вслед за которыми на этот путь встали Западная Европа, Китай, Япония.
Сформировались два взаимодополняющих, но противоположно направленных космических проекта. Один из них можно назвать «космической тропой войны»: использование космических аппаратов в «холодной войне», в противоборстве двух мировых систем — от космических разведчиков, спутников-шпионов до развертывания космических систем противоракетной обороны (ПРО), планов «звездных войн». Другой путь — крупномасштабный проект формирования космических систем связи, Интернета, глобального экомониторинга, продвижения космических технологий в производство, связь и образование — вплоть до школьных уроков с борта космической станции.
В XXI веке космическая эра вступает в новый этап своего развития, модифицируясь в обоих указанных выше направлениях и становясь осевой линией взаимодействия цивилизаций, линией, которая определит дальнейшую их судьбу.
Постепенно вырисовывается два глобальных космических проекта наступившего столетия:
1. Использование космического пространства в качестве ключевого инструмента утверждения однополярного мироустройства, создания национальных систем ПРО как средства борьбы с угрозой космического терроризма; как реакция на вызов — усиление противостояния цивилизаций, перспектива превращения космического пространства в поле противостояния и возможного столкновения цивилизаций с печальным концом для всего человеческого рода. Одновременно это все более реальная угроза постепенной утраты цивилизационного и социокультурного разнообразия человеческого сообщества. На это направлена современная модель глобализации в интересах транснациональных компаний (ТНК) и богатых стран. Экономический разрыв дополняется технологическим: по данным Всемирного банка, в странах с низким уровнем среднедушевого дохода (40,5% населения Земли) на 1000 человек населения приходилось 2 мобильных телефона (1998 г.) и 0,037 узла Интернета (январь 2000 г.), тогда как в странах с высоким уровнем доходов (14,9% населения) — 265 телефонов и 77,7 узлов Интернета — соответственно в 132,5 и в 2100,6 раз больше.
2. Однако постепенно выясняется возможность и необходимость реализации глобального космического проекта диалога цивилизаций. Предпосылки такого диалога с последующим перерастанием в сотрудничество и партнерство цивилизаций в решении глобальных проблем XXI века становятся все более очевидным. Генеральной Ассамблеей ООН 9.11.2001 г. была принята резолюция № 56/6 «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», в которой содержатся призывы использовать Интернет в целях распространения идей диалога и взаимопонимания во всем мире, создать равные возможности для участия в распространении информации в целях обеспечения объективного понимания всех цивилизаций и развития конструктивного взаимодействия и сотрудничества между ними. На встрече в верхах по проблемам устойчивого развития в Иоханнесбурге (август–сентябрь 2002 г.) будут намечены пути сотрудничества стран и цивилизаций в обеспечении устойчивого развития в глобальных масштабах, в том числе и с использованием новейших космических технологий.
Россия могла бы стать лидером в реализации глобального космического проекта диалога и партнерства цивилизаций. Что для этого потребуется?
Во-первых, выработка научной концепции этого проекта на международной и междисциплинарной основе, в сотрудничестве ученых гуманитарных, общественных, естественных и технических наук, с опорой на исходные предпосылки для такого научного прорыва, имеющиеся в трудах российских ученых, начиная с К.Э. Циолковского. Академии космонавтики, РАЕН, Международному институту П. Сорокина – Н. Кондратьева, другим российским и зарубежным научным организациям стоило бы объединить свои усилия для разработки такого проекта, сделать его предметом обсуждения научных конференций и чтений, направить его правительствам и ООН.
Во-вторых, Правительству России, опираясь на разработанную концепцию, следовало бы выступить в ООН с инициативой разработки и реализации глобального космического проекта, объединив вокруг этой инициативы страны СНГ и другие заинтересованные страны.
В-третьих, необходимо объединить российские и зарубежные космические, научные, проектно-конструкторские, гуманитарные и иные заинтересованные организации в стратегический альянс для поэтапной реализации проекта. При этом большое внимание должно быть уделено содействию в использовании космических средств для подтягивания уровня развития беднейших стран, социокультурному, образовательному и экологическому наполнению информационных каналов, многоязычности и гуманизации Интернета и международных телекоммуникаций.
В-четвертых, потребуется решить сложные проблемы финансирования проекта как на основе объединения национальных ресурсов и поддержки международных финансовых институтов (типа Всемирного банка), так и путем установления долевых отчислений от полученной в результате реализации проекта сверхприбыли (космической квазиренты).
Наконец, в-пятых, необходимо формирование глобального общественного мнения в пользу этого проекта как одного из важнейших направлений гуманизации и глобализации и современного научно-технологического переворота.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 00-02-00114а.