ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ КА

© С.В.Бронников, М.М.Матюшин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2002 г.

В настоящее время имеется ряд работ посвященных описанию структуры управления КА и ее анализу. В этих работах структура системы управления рассматривается с точки зрения привязки к реально существующим группам и подразделениям, выполняющим задачи управления КА. Но в реальном процессе управления одни и те же группы, подразделения, и даже отдельные специалисты часто ориентированы на достижение одновременно нескольких целей управления и соответственно выполняют несколько функций управления одновременно. Как следствие этого, описание структуры управления получало довольно сложный, разветвленный вид, что в свою очередь создавало значительные сложности для ее анализа. Кроме того, в известных работах не приводится обоснование сложившейся на практике структуры системы управления, не исследуется проблема ее оптимизации.

В данной работе для описания и анализа структуры системы управления полетами КА предлагается использовать метод единичных контуров управления, предложенный М. И. Гвардейцевым, В. П. Морозовым, В. Я. Розенбергом. Сутью этого метода является то, что для построения информационной модели системы управления происходит деление всей сложной структуры управления на множество единичных контуров управления.

Единичным контуром управления называется часть общего процесса циркуляции информации, связанная с достижением только одной цели функционирования системы управления. Согласно этому методу процесс построения структуры системы управления полетами начинается с последовательного рассмотрения целей управления. Для каждой цели формируется свой единичный контур управления. Если для достижения цели требуется достижение определенной иерархии подцелей, то для каждой подцели также строится единичный контур управления. Затем на основании дерева подцелей и полученных единичных контуров управления строим общую информационную модель.

Приводится структура системы управления, разработанная на базе вышеописанного подхода, включающая в себя контур стратегического управления (космическая система), контур оперативного управления (система управления полетами), контур тактического управления.