ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА СОСТОЯНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ УСКОРЕНИЙ НА ДАЛЬНОСТЯХ МЕНЕЕ 20 КИЛОМЕТРОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА СОСТОЯНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ УСКОРЕНИЙ НА ДАЛЬНОСТЯХ МЕНЕЕ 20 КИЛОМЕТРОВ

© И.В.Воронец, О.Ю.Найдёнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2002 г.

Информационное обеспечение (ИО) космонавта должно иметь высокую достоверность и альтернативу выбора путей измерения. Это обеспечивается использованием методов, основанных на отличных принципах измерений. Такие методы могут обладать преимуществами, дающими возможность космонавту выбирать наиболее эффективные варианты ИО в той или иной конкретной ситуации. Так, метод определения вектора состояния (ВС) удалённого космического аппарата (КА) позволяет повысить вероятность сближения объектов и снизить потребляемую энергетику.

В объектно-ориентированной среде программирования Delphi 5 создана математическая модель, имитирующая процесс определения ВС КА. Программное обеспечение может использоваться в двух вариантах: в исследовательском и в бортовом при организации интерфейса с датчиками входящей информации и потребителями выходящей информации.

Альтернативой этого метода может быть использование спутниковой системы навигации. На больших дальностях она имеет неоспоримое преимущество. Однако на малых дальностях встречное суммирование радиальных ошибок определения координат приводит к худшему определению относительной дальности между КА. Кроме того, отсутствие в ней датчика угловой информации приводит к боковым ошибкам, которые вызывают ложное гашение боковой скорости более энергетичными импульсами. Поэтому на ближнем участке сближения метод может быть использован совместно как со спутниковой системой навигации, так и другой (радиолокационной).

Существует возможность реализации метода совместно с радиолокационной системой измерения параметров относительного движения, работающей с расстояния 20 км между КА. Метод позволяет путём комплексирования результатов измерений улучшить их достоверность и точность. В случае отказа в основной системе канала измерения дальности метод позволяет дублировать его функции. На работу метода влияют корректирующие импульсы сближающегося КА. С дальности 20 км импульсы, вероятно, распределены следующим образом: 5, 2, 1 км. Их влияние можно учитывать, используя современные высокоточные лазерные акселерометры. Для обеспечения требуемой точности угловых ускорений линии визирования путём двойного дифференцирования требуется время порядка 3 мин. На ближнем участке такая инерция информации недопустима. Поэтому исследовалась возможность использования в методе прогноза угловых ускорений ЛВ, а в качестве основного информационного параметра — использование радиального ускорения сближения, которое измеряется с достаточной точностью за 10 с. Результаты моделирования это подтвердили.

В докладе представлена суть метода, алгоритм вычислений, демонстрируется работа с моделью и результаты работы метода на дальностях менее 20 км.