К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ И. А. ЕФРЕМОВ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ И. А. ЕФРЕМОВ

© Б.П.Филимонов, А.Б.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.

Человечество вступает в третье тысячелетие. Каким будет оно? О будущем Земли и человечества еще в начале ХХ века задумывался основоположник космонавтики К. Э. Циолковский. Он видел будущее человечества в бескрайних просторах Вселенной. «Понемногу человек создаст жилища в эфире. Они окружат Солнце, и богатство людей увеличится в миллиарды раз».

Свой взгляд на то, как представлял себе будущее, И. А. Ефремов показал в романе «Туманность Андромеды». Как и Циолковский, он видел будущее человечество в бескрайних просторах Вселенной не одиноким, а в тесном контакте с другими цивилизациями. Как объяснить интерес писателя к такому будущему земной цивилизации? Причем к отдаленному от нас на тысячи лет.

Несомненно, решающее влияние на творчество Ефремова оказало знакомство с такими работами Циолковского, как «Причина космоса», «Космическая философия», «Воля Вселенной», «Монизм Вселенной», «Будущее Земли и человечества» и некоторыми другими философскими работами.

Идеи Циолковского помогли Ефремову положить в основу «Туманности Андромеды» хорошо продуманные и тщательно мотивированные представления о новом общественном устройстве — коммунистическом «идеальном» обществе, где нет ни войн, ни вражды между государствами.

Если Циолковский пытался решить вопросы демографического характера и распространения человечества в бескрайних просторах Вселенной, то Ефремов хотел показать свое видение в установлении контактов с другими цивилизациями иных звездных систем.

В 1929 г. Циолковский высказал смелую мысль, которая была воплощена Ефремовым в «Туманности Андромеды». «Каждая планета, — писал Циолковский, — с течением времени объединяется, устраняет все несовершенное, достигает высшего могущества и прекрасного общественного устройства… Объединяются также ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова и т. д.». Высказывания героев произведений Ефремова перекликаются с высказываниями Циолковского по этим же вопросам. Мы видим, что события, описанные в романе «Туманность Андромеды», происходят после установки Великого Кольца, до регулярных полетов к звездам.. Великое Кольцо — одна из самых ярких идей Ефремова. Если у Циолковского мы видим это как предположение, то у Ефремова эта идея уже хорошо продумана, и принимается как гипотеза.

Вот как Ефремов представляет себе будущее Земли. Выработан всемирный общечеловеческий язык. Постепенно стираются этнические и национальные различия. В великом смешении рас и народов образуется единая семья планеты. Отходят в область преданий государственные границы и учреждения, созданные в незапамятные времена для поддержания власти и «порядка». Введена тщательно продуманная система, организующая и направляющая на добровольных началах разума и сознательной дисциплины творческую энергию всего населения Земли.

Общественное развитие убыстряется с каждым новым веком, и власть человека над природой растет гигантскими шагами. По мере того как изживаются пороки и предрассудки, унаследованные от прошлого, вдохновенный творческий труд становится естественной потребностью людей, преображает не только Землю, но и самого человека.

Вера писателя в беспредельное могущество человека получила воплощение в грандиозной фантастической идее Великого Кольца Миров.

Циолковский, разрабатывая проблему ракетного передвижения в космосе и мысленно прокладывая первые межзвездные трассы, пророчествовал о создании в далеком будущем грандиозных республик высокоразумных обитателей планет, солнечных систем и млечных путей: «…Вселенная, — писал Циолковский — полна разумными, могущественными и счастливыми существами. Их гений и могущество и заселили Вселенную, избавив ее от мук самозарождение. Эти существа подобны совершенным людям, которые произойдут от теперешнего человечества».

Философские работы и научно-фантастических произведений Циолковского проникнуты светлым оптимизмом и неослабной верой в бесконечное совершенствование человечества. Так, в 1895 г. в научно-фантастической повести «Грезы о Земле и небе» Циолковский впервые высказывает мысль о том, что в результате эволюции человечек подобно растению станет улавливать солнечные лучи и за счет этого существовать. «…Видите зеленые придатки нашего тела, имеющие вид красивых изумрудных крыльев? — В них содержатся зернышки хлорофилла…». Циолковский за тридцать лет до В. И. Вернадского высказался об автотрофности человека.

Но, при всей прозорливости Циолковского, ему не удалось в своих философских и этических представлениях о космической эре подняться выше туманных и в значительной степени утопических прогнозов.

«Мы уверены, — писал Циолковский — что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отсталых планет и сноситься с такими же зрелыми, как они… Разум и могущество высших существ ликвидируют зачаточную жизнь на иных планетах и заселяют их своим потомством…».

Как пойдет развитие человечества пока предугадать очень трудно. Но думается, что те идеи которые были заложены И. А. Ефремовым в романе «Туманность Андромеды», послужат хорошим примером для развития земной цивилизации. Со временем люди поймут, что только общими усилиями возможно достигнуть мирного развития жизни на Земле и установления контактов с другими цивилизациями. Мы одно единое со Вселенной.