НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

1. Современные тенденции в развитии научной мысли позволяют говорить о «повороте к натурализму» мировоззренческих представлений культуры. Натурализм сводит природу человека к определенному «реальному референту» — материальной, физической, биологической, физиологической основе. Он затушевывает специфически человеческое свойство — духовность человека.

2. Такое сведение высших ценностей к превращенным формам биологических инстинктов вызывает отрицательную реакцию в среде определенной части интеллигенции. Потребность одухотворить образ человека составляет настойчивое веяние эпохи. Одну из форм протеста против элиминирования высшего начала в представлениях о человеке и попытку возврата к духовности можно усмотреть в учениях русского космизма, особенно космизма религиозного.

3. Космизм придает человеку высочайший онтологический статус. Человек заново творит мир и себя в нем. Однако, по мнению космистов, человек будущего — это человек прежде всего совершенный физически. Такой акцент на материальной стороне будущего идеального человека и общества исключает возможность преодолеть общую натуралистическую направленность современной культуры.

4. Особенно ярко сведение духовного к материальному проявляется в религиозном направлении русского космизма. Представления Н. Федорова и современных его последователей прочно завязаны на натуралистическом понимании высших ценностей. Даже «обожение» трактуется космистами в онтологическом и натуралистическом смысле. При этом полностью отсутствует и ориентациия на Божественный мир. Акт спасения должен произойти в материальном, земном мире.

5. Это учение Федорова его последователи представляют как дальнейшее развитие христианства. Они провозглашают его «голосом Бога, звучащем на современном этапе исторического развития». На деле же это натуралистическое понимание природы духовного спасения представляет собой кардинальный пересмотр представлений христианства. Русский религиозный космизм возвращает нас к ценностям и идеалам Ветхого Завета, усматривая спасение и обожение в справедливом устроении идеального общества будущего, в его материальном благополучии, в переселении воскрешенных предков в космос, в телесном совершенствовании человека, тогда как христианство ориентировано на духовное преображение. И хотя космизм пытается противостоять господству бездуховного мировоззрения, вводя в жизнь человека высшую цель, которой должна быть подчинена его биологическая природа, но эти попытки оказываются бесплодными, поскольку его идеи пропитаны материализмом и потому не могут дать основание для духовных исканий, способных подняться над натуралистическими воззрениями современности. Самое большее, что ему удается сделать — это ввести в общественное сознание некоторую псевдорелигию, сходную по своим идеям с материалистическим хилиазмом древнего иудаизма, преодоленного христианством.