НОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ: ВПЕРЕД К ЦИОЛКОВСКОМУ

НОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ: ВПЕРЕД К ЦИОЛКОВСКОМУ

© А.Е.Тарасов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

Россия сейчас переживает этап формирования новой системы ценностей. Во всех сферах жизни общества идет определение новых целей и задач, разрабатываются новые концепции и доктрины. Этот процесс не обошел стороной и космическую деятельность.

Необходимость создания новой космической доктрины вызвана тем, что прежняя космическая доктрина формировалась в условиях глобального военно-политического противоборства и уже не соответствует современным реалиям и логике развития России.

Космическая доктрина представляет собой совокупность философских идей о космической деятельности. Естественно предположить, что эти идеи появились не на пустом месте, а опираются на сложившуюся в той или иной стороне практику философствования и исторический опыт народа этой страны. В силу этого, космическая доктрина является неотъемлемой частью культуры этой страны. Формулировка космической доктрины ведется с использованием образов культуры определенного народа. Отправной точкой при формулировании космической доктрины обычно является идея далекая от космоса. При этом эта идея может не входить в космическую программу даже имплицитно.

Традиционно считается, что советская космическая доктрина в многом опиралась на идеи К.Э. Циолковского, который был объявлен «отцом-основателем» космической деятельности в СССР. Разрабатывая свою космическую доктрину, К. Э. Циолковский взял в качестве образца деятельность по своим масштабам и общественно-политической значимости сопоставимую с космонавтикой — освоение Российской империей Сибири и Дальнего Востока. Такая концепция безусловно соответствовала начальному этапу освоения космического пространства, однако современный уровень развития космической деятельности требует разработки новой доктрины.

Процесс формулирования новой космической доктрины не является одномоментным, и чем раньше он начнется, тем быстрее мы сможем перейти к описанию целей и задач собственно космической программы. Разработка новой космической доктрины не является прерогативой только космического ведомства. Напротив, достаточно аморфный характер космической доктрины допускает участие специалистов из различных областей деятельности в формировании космической доктрины.

Естественно, при разработке новой космической программы возникнет вопрос о преемственности комических доктрин. Иными словами, какие идеи К.Э. Циолковского и в каком виде могут войти в новую космическую доктрину? Ответ на этот, на первый взгляд, простой вопрос во многом определит будущее космической деятельности в России. Если мы откажемся от подхода, предложенного К. Э. Циолковским, то перед нами встанет проблема формирования нового космического сознания у россиян, которые в своем отношении к космонавтике в значительной мере ориентируются на представления К.Э. Циолковского. В то же время нельзя не признать, что некоторые мысли, высказанные К. Э. Циолковским, уже не соответствуют реалиям современности.