ОБОСНОВАНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

ОБОСНОВАНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

© С.А.Сафронова, В.К.Ильин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2002 г.

В настоящее время распространение экологических знаний среди специалистов разного профиля получило широкое распространение и эффективно поддерживается государством. В огромном большинстве высших учебных заведений, включая технические вузы, созданы кафедры экологии, осуществляющие подготовку студентов в режиме лекционных и практических занятий.

Вместе с тем, объективные условия определяют необходимость получения дальнейшего экологического образования специалистом, уже после окончания им высшего или среднего специального учебного заведения, которое может осуществляться в форме переподготовки или повышения квалификации. В подавляющем большинстве регионов действуют законодательные и подзаконные акты, обязывающие руководителей высшего и среднего звена, специалистов-экологов, сотрудников региональных органов власти проходить курсы переподготовки и повышения квалификации по программам экологии, в частности по вопросам охраны окружающей среды. Это создает предпосылки для создания концепции непрерывного экологического образования и создания специальных учебных программ для этой цели, адаптированных к конкретной сфере деятельности обучаемого специалиста. Задача организации и проведение лекционных и практических занятий для этой группы, лежит на кафедрах экологии вузов, что не может не сказаться на напряженности учебного процесса.

При рассмотрении проблемы создания таких программ представляется целесообразным использование достижений современных информативных технологий, заключающихся в создании программ обучения в режиме «on-line» и «off-line» для пользователей персональными компьютерами. Несомненным положительным эффектом в этом случае может быть то обстоятельство, что обучаемый специалист может получать необходимый объем знаний без необходимости посещения аудиторных залов, зачастую, без отрыва от основной деятельности. С другой стороны, при реализации такой формы обучения, преподаватель также может уделять удобное для себя время для контроля обучения дополнительного контингента обучаемых.

В такую программу может войти лекционный материал, комплекс вопросов для тренировки, практические занятия и вопросы для контроля.