ОТРАЖЕНИЕ ГНОСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ФИЛОСОФСКИХ РАБОТАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ОТРАЖЕНИЕ ГНОСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ФИЛОСОФСКИХ РАБОТАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Митрофанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

Работы К.Э. Циолковского, прежде всего — философские, наполнены тематикой, позволяющей говорить о родстве его взглядов с религиозно-мистическими учениями, объединенными под именем гностицизма или «гностической религии». В его трудах можно найти влияние как «подлинного» гностицизма 2-3 веков, так и более поздних его вариаций, отраженных в различных средневековых учениях (включая учения таких сект как катары, богомилы и др.) и более поздних философских концепциях. По всей вероятности, это влияние было опосредованным, т. е. гностические идеи доходили до Циолковского через «вторые» или даже «третьи» руки, что и обусловило своеобразный характер их интерпретации в его творчестве.

Во-первых, несомненно гностической является неоднократно высказанная Циолковским идея разумной организации космоса, причем можно сделать вывод (см., напр. «Воля Вселенной», с. 68–69), что различные ступени этой организации персонифицированы. Идея ступенчатой, иерархической организации мироздания была чрезвычайно популярна у гностиков (см., напр. «Апокриф Иоанна»). Характерно, что каждая ступень наделялась чертами антропоморфной личности.

Во-вторых, само понимание космоса Циолковским как подобия единого разумного существа можно рассматривать как вариант гностической идеи плеромы. Как и у гностиков, материя у Циолковского является «случайной» и «временной» (см. «Теория космических эр», с. 92) и подлежит развоплощению или же превращению в лучевую энергию (там же, с. 93). С уничтожением материи, включая сюда физическое тело человечества, духовные ее элементы становятся частью разумного космоса, то есть, выражаясь уже прямо гностическим языком, происходит восстановление плеромы, целостность которой была нарушена при появлении материального мира и человека. «Случайный» характер материи подчеркивается у Циолковского настойчивыми напоминаниями об уникальности Земли с ее материальной историей, которая не встречается больше нигде в космосе («Воля Вселенной», с. 66). Как мы помним, появление Земли у гностиков также было результатом «случайности» и «ужасной ошибки», которая привела к неисчислимым страданиям как для самой планеты, так и для всей плеромы.

В-третьих, представления Циолковского об эволюции человечества откровенно демонстрируют родство с гностицизмом. Подобно гностикам, он считал необходимым освобождение человека от материальной оболочки и его превращение в часть лучистой энергии. Настойчивое повторение этого мотива, подчеркивание необходимости перехода к нефизическому питанию характерно для всех т.н. «русских космистов», включая и Циолковского. Характерна также идея «ненужности» существования отдельных индивидов («Теория космических эр», с. 98), так как это противоречит единству плеромы.

В-четвертых, о гностических влияниях свидетельствует настойчивое повторение Циолковским мысли о необходимости «совершенства» и о том, что Вселенная должна быть и будет заселена только «совершенными» существами. Как известно, «совершенство» является популярным гностическим мотивом, и именно «совершенными» называли себя катары высших степеней посвящения.

Сказанное выше не означает, что Циолковский был сознательным гностиком, тем более — в практическом понимании. Однако с объективной точки зрения его взгляды можно отнести к гностической традиции.