ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТА В КОНТУРЕ РУЧНОГО (ТЕЛЕОПЕРАТОРНОГО) УПРАВЛЕНИЯ СБЛИЖЕНИЕМ С ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИЕЙ
© В.А.Довженко, В.В.Циблиев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2002 г.
В своих научных трудах К. Э. Циолковский высказывал уверенность в том, что в далеком будущем в околоземном космическом пространстве будут созданы города и заводы.
Прообразом таких сооружений является Международная космическая станция (МКС), интенсивное развертывание которой ведется в настоящее время на орбите Земли. Важнейшей задачей на этапах развертывания и эксплуатации МКС является обеспечение высокой степени надежности сближения и стыковки транспортных кораблей (ТК), транспортных грузовых кораблей (ТКГ) и целевых модулей с МКС.
Автоматический режим является основным для всех операций сближения и стыковки ТК и ТКГ с МКС. Резервными режимами сближения, осуществляемыми экипажем ТК и МКС при невозможности выполнения штатного автоматического сближения космических аппаратов с МКС являются режим ручного управления сближением ТК и телеоператорный режим управления (ТОРУ) ТКГ.
Результаты анализа надежности бортовых комплексов управления, обеспечивающих выполнение автоматических режимов сближения ТК и ТКГ, свидетельствуют о возможности возникновения нештатных ситуаций при выполнении этих режимов. Это подтверждается статистическими данными о выполненных космических полетах ТК и ТКГ на ОК «Мир» и МКС. Поэтому необходимость подготовки космонавтов и контроль уровня их готовности к выполнению ручного сближения ТК и ТОРУ ТКГ продолжает оставаться актуальной и в настоящее время.
В докладе представлено методическое и алгоритмическое обеспечение системы оценки качества операторской деятельности космонавта в контуре ТОРУ ПКА на основе оценки функционирования эргатической системы управления (ЭСУ) «космонавт–ПКА–среда», включающей рассмотрение качества составляющих ее звеньев: человека-оператора, изделия и среды, в которой происходит функционирование системы. Общими показателями качества ЭСУ, рассматриваемыми в аспекте исследуемой проблемы, являются показатели точности управления, надежности выполнения задачи и психофизиологического состояния человека-оператора. В связи с тем, что конечной целью тренажерной подготовки космонавтов является повышение надежности ЭСУ за счет развития профессионально важных качеств космонавта-оператора, при выборе критериев оценки качества ЭСУ (как реального объекта, так и тренажера) следует исходить из следующих положений: система «экипаж–ПКА–среда» является многоканальной системой с ограниченной пропускной способностью, поэтому наиболее предпочтительным критерием качества операторской деятельности является обеспечение равномерного распределения ресурсов (загрузки) человека-оператора в многоканальной системе управления при достижении требуемой точности управления в соответствии с допуском по каждому из каналов управления. Методы оценивания профессиональной деятельности оператора (экипажа) и функционирования системы «экипаж–ПКА–среда» должны быть идентичными, что позволяет с единых позиций оценивать выполнение динамических операций по управлению ПКА и методик тренировок космонавтов к ним.
Для разработки методического обеспечения системы оценки качества деятельности космонавтов-операторов при выполнении динамических операций выбран квазиметрический подход, основанный на количественных оценках параметров исследуемой системы (процесса), показателях качества деятельности человека-оператора, критериях и ограничениях.