ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ЕГО ТРУДАХ 1915–1920 ГГ.
© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.
Публикации на тему «К. Э. Циолковский-педагог» немногочисленны. При обзоре литературы можно выделить два аспекта темы: педагогическая деятельность ученого и его педагогические идеи. Интерес к первому аспекту доминирует. Превалируют статьи С. И. Самойловича. Изучив архивные материалы по теме «Циолковский-учитель», Самойлович, педагог по образованию, первым усмотрел в педагогической практике Циолковского. нестандартные методы преподавания, своеобразные, свойственные только Циолковскому, педагогические взгляды и принципы, все то, что вмещает в себе понятие педагогических идей. Обобщив выявленные факты, Самойлович впервые изложил их в сборнике «К. Э. Циолковский» (1968 г.), на который стали ссылаться последующие исследователи. Однако не все идеи, предложенные Циолковским-педагогом, до сегодняшнего времени рассматривались. Отсюда необходимость: рассмотреть педагогические идеи в комплексе и в рамках конкретного периода жизни ученого.
С этой точки зрения особый интерес представляют педагогические идеи, выдвигавшиеся Циолковским в период 1915–1920 гг., которые характеризуются повышенной активностью его творческих поисков, направленных на разработку проекта социального переустройства человечества. Поскольку педагогические идеи выдвигались ученым не в специальных сочинениях, а в трудах, посвященных социально-философской проблематике, то именно они и представляют особый интерес как источник для изучения педагогического наследия Циолковского.
Приступая к анализу работ Циолковского, содержащих педагогические идеи, необходимо характеризовать выделенный период как кровавую бойню для миллионов людей. Убежденный противник бессмысленного уничтожения всего живого, ученый выдвинул концепцию мирной деятельности человечества во имя будущего. Он считал, что предложенный им вариант общественного устройства, став движущей силой, отвлечет людей от вражды, увлечет к строительству идеального общества, сосредоточенного на упрочении могущества над природой.
Большая часть анализируемых нами трудов опубликована в сборнике «Космическая философия» (2001 г.). Среди них «Эволюция представлений о божестве», «Этика или естественные основы нравственности», «Идеальный строй жизни», «Устройство людей на Земле», «Начало организации общества». Перелистывая их страницы, читатель невольно ощущает себя учеником, в то время как Циолковский в его глазах предстает в роли учителя, который преподает урок будущего.
Указывая на то, что общество будущего может быть построено только людьми, развитыми в умственном отношении, Циолковский огромное значение придает образованию. Без образования не будет знаний — утверждает он и формулирует такие понятия, как «цель знаний» — «поддерживать жизнь разумных существ», «источник знаний» — «чувства и ум», «сокровищница знаний» — «наука».
Циолковский предлагает «курсы знаний», которые «отличаются по силе и характеру», в зависимости от уровня интеллектуального развития. «Стержнем, пронизывающим все изучаемые дисциплины», ученый ставит математику, способствующую «формированию мозга».
Не останавливаясь подробно на том, как следует «распространять знания», Циолковский все же дает ряд рекомендаций, таких, например, как использование опыта и практических занятий. Они позволят стимулировать интерес учащихся, будут побуждать их любопытство.
В основу своих педагогических идей Циолковский клал не только собственный багаж педагогических знаний, но и накопленный жизненный опыт. В его памяти свежи были ощущения детства, когда, страшась наказаний отца, он «до тошноты» выводил буквы на грифельной доске, когда, лишенный из-за глухоты объяснений учителя, страдал из-за того, что не мог усвоить новый материал. Поэтому, занимаясь разработкой педагогических идей, он прежде всего руководствовался поведением ребенка, состоянием его организма. Он также использовал плоды своего научного творчества, собственные научные выводы. Так, утверждая идею изгнания страданий во Вселенной, он пишет об изгнании страданий из жизни, а значит — из процесса учебы.
Частично педагогические идеи ученого оказались реализованными в практике школы первых лет советской власти. Прежде всего, это избавление от страданий, свобода: отмена физических наказаний, оценочных баллов, экзаменационных испытаний, школьной формы. Это разделение школы по ступеням, в зависимости от возраста, следовательно, по возрастному интеллекту, о чем писал ученый. Это обучение больных детей, страдающих физическими недостатками. Это и чередование в процессе обучения умственного и физического труда. Благодаря всем этим нововведениям Циолковский приветствовал советскую систему образования.