ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И РАЗВИТИЕ В НИХ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.
Для К.Э. Циолковского — ученого и педагога с почти сорокалетним стажем характерны широта и многообразие интересов, охват целого ряда различных дисциплин, позволяющих понять мир человека, составляющий его «микрокосм». Вся его педагогика направлена на воспитание «совершенного человека», «проникнутого высшими идеями, ведущими всех людей к счастью».
Специальных трудов на педагогическую тему у Циолковского нет.
Вопросы педагогики он рассматривает в работах «Основы нравственности», «Свойства человека», «Какой тип школы желателен», «Земная этика», «Космическая этика» и т. д. Здесь содержатся глубокие раздумья педагога-космиста о судьбе человека и всего человечества в космическом будущем, в том числе — о возможностях и путях совершенствования личности. Циолковский размышляет о факторах формирования личности, роли среды, наследственности. Он советует создавать необходимые условия для развития личности, придает значение «выращиванию гениев» — одаренных детей, предлагает проекты школы будущего.
В его педагогических воззрениях воспитанию отводится главная социальная функция. Он пишет о воспитании человека разумным и нравственным, способным построить жизнь на Земле и в космосе по законам этики. Как педагог, Циолковский возлагает большие надежды на семью и школу, цель которых, по его мнению, заключается в том, чтобы «научить жить», научить быть гражданином, научить понимать «высший смысл жизни».
Большой интерес представляет созданный Циолковским проект школы будущего, в котором нашли отражение все основные идеи и принципы педагогики ученого, имеющие актуальное и современное значение для нашего времени.