ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ МАРСА И ЕГО СПУТНИКОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ МАРСА И ЕГО СПУТНИКОВ

© Г.Г.Поляков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2002 г.

Делу освоения Марса и его спутников могут хорошо послужить «башни Циолковского» и тросовые транспортно-энергетические системы (ТЭС), которые позволят получать электроэнергию и перевозить грузы за счет практически неограниченной и экологически чистой кинетической энергии собственного вращения этой большой планеты. Кроме ранее изученных привязных поездов-электростанций, движущихся по марсианским параллелям на тросовой или конвейерной привязи к Фобосу и Деймосу, «летающих» вагонов, которые подвешены на тросах, спущенных со спутников, и прямых и обратных конвейеров-электростанций, что заработают на них, в отдаленной перспективе можно создать и другие. Так, если соорудить длинный конвейер, причем один шкив с электродвигателем установить на полюсе Фобоса или Деймоса, а в качестве второго шкива взять сам Марс, уложив конвейерную ленту в желоб, проложенный вдоль его экватора или подходящей параллели, то получим ТЭС, которая будет перевозить грузы по конвейеру с планеты на спутник и обратно, а ее электрогенератор обеспечит электроэнергией поселения на спутнике, причем в случае ТЭС Марс-Деймос — за счет колоссальной кинетической собственного вращения Марса (как огромного маховика), а в случае ТЭС Марс-Фобос — за счет механической энергии Фобоса.

Поскольку Деймос в несколько раз дальше от Марса, чем Фобос, то в случае ТЭС Марс-Деймос шкив с электрогенератором можно установить и на полюсе Марса, так что электроэнергия будет поступать и в поселение на планете, но скорость движения ленты конвейера и мощность генератора на Деймосе сильно уменьшатся, ибо они пропорциональны радиусу марсианского шкива. Ввиду этого же, с помощью Деймоса можно (одновременно с другими ТЭС) создать еще (на втором полюсе Марса) ТЭС в виде полюсной платформы с электрогенератором и рычагом, идущим перпендикулярно к оси ее вращения, свободный конец которого связан почти равнонапряженным силовым тросом с Деймосом, причем статор электрогенератора закреплен на полюсе Марса, а ротор — на платформе (через редуктора скорости вращения). Благодаря удерживающему тросу платформа будет вращаться медленнее, чем планета, а ротор придет в быстрое вращение относительно статора. Электроэнергия от генератора пойдет на нужды марсианского поселения, а силовой трос (в форме «башни Циолковского») будет использоваться еще и для транспортировки грузов между Марсом и Деймосом.