ПРОБЛЕМА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПРОБЛЕМА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.А.Астахова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

Проблема одарённости, а значит и одарённых детей, давно интересовала человечество, но особенно широкое изучение этот вопрос получил в наше время. К. Э. Циолковский считал, что появлению гения способствуют сразу несколько факторов, среди которых он выделял наследственность, собственные силы ребенка, социальную среду. Ученый указывал, что задатки гениальности следует искать в детских годах человека, так как период детства наиболее благоприятен для проявления и развития способностей. Именно в этот период важную роль в жизни ребенка играет воспитание.

Циолковский одним из первых попытался обосновать проблему воспитания одарённых детей. Он предложил свой проект — концепцию воспитания, с помощью которого человечество сможет решать вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Одно из центральных мест в проекте отводится вопросам отбора и взращивания талантов. Сделать это, по мнению Циолковского, можно будет при помощи «домов-общежитий», в которые необходимо помещать детей, обладающих определенными способностями, и уже там развивать эти способности согласно дальнейшей концепции воспитания. Ученый считал, что постепенно в изолированных «мини обществах» будут расти люди, призванные стать «учителями человечества».

Представленная Циолковским программа воспитания гениев, призывающая к тому, чтобы «не смог пропасть ни одни талант», оптимальна для развития способностей одарённых детей, хотя и несколько утопична. В современном мире дети с ранним развитием интеллекта обучаются и воспитываются в обычных средних школах, где их способностям из-за невозможности или из-за нежелания уделяется минимум внимания. Таким детям, как правило, приходится приспосабливаться к общим требованиям, предъявляемым к ребенку определенного возраста, что, несомненно, ведет к ослаблению, если не потере, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. В связи с этим современное образование все-таки старается найти пути выхода из сложившейся ситуации: создаются специальные лицеи и гимназии для одарённых детей, в школах возникают специальные классы для детей с повышенными способностями. И хотя эти учебные заведения и выделенные классы строятся на несколько иной основе, чем предложенные Циолковским «мини общества», тем не менее, в них находят отражение мысли, звучащие в его трудах.