ПРОЕКТ ШКОЛЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПРОЕКТ ШКОЛЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

Экономические и социальные перемены в стране вызывают необходимость обновления и доработки системы образования в соответствии с требованиями времени и общества. Реформы образования сегодня не завершились. Нет единого мнения о том, какой быть школе. Кругом царят жестокость и насилие. Не пора ли обратиться к трудам К.Э. Циолковского? Еще в первой четверти прошлого века, мечтая построить ненасильственный мир в масштабах Вселенной, Циолковский советовал начать со школы.

Циолковский предлагал обратить внимание на такой тип школы, который поможет человеку стать совершенным, направит его образование на поиск путей лучшего социального устройства, счастливой жизни. Размышляя над тем, «Какой тип школы желателен?», он представлял школу «свободной от диктата со стороны государственных органов», где царит дух творчества и самостоятельности как учащихся, так и учащих, где нет никакого насилия над личностью, где созданы условия для свободного развития каждого. Школа только тогда сможет выполнить свою человекосозидающую функцию, когда ее усилия, ее аксиологические приоритеты будут направлены на формирование гуманистически ориентированной личности, «гражданина Вселенной».

И хотя сам учёный-педагог считал, что такая школа – «далекий идеал», тем не менее, он достаточно подробно изложил свои взгляды на содержание образования, представляющие несомненный интерес для современной школы.