ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.
Посвятив сорок лет своей жизни педагогической деятельности, К. Э. Циолковский не мог не размышлять о том, какие профессионально- ценностные ориентации должны быть присущи самому учителю.
Аксиология Циолковского исследует природу ценностей педагога, их место в реальности и Вселенной, взаимосвязь между собой, их влияние на профессиональное самоопределение. В его теории ценностей, характеризующей мировоззрение и деятельность учителя, главное место отводится приоритету гуманистического начала. Это особенно актуально в наше время, когда обострилась потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей в обществе.
Создатель антропокосмической концепции воспитания, Циолковский понимал, что для будущего человеческого сообщества нужны соответствующие свойства учителя и иные человеческие качества. Мысленно конструируя различные варианты, с учетом не только земных, но и космических условий, он пытался предсказать, что может произойти в будущем не только со свойствами учителя, но и человека в целом. Говоря о научном подходе к свойствам педагога, он выделяет понятия «душа», «дух». Ученый отмечает: «каковы свойства человека», таково и социальное устройство общества.
Чуткое отношение к своим ученикам, неприятие методов авторитарной педагогики, искренность отношений с ними — вот те педагогические струны, которые должны, по убеждению Циолковского, звучать в работе учителя. В плане представлений учителя интересна научно- фантастическая повесть ученого «Вне Земли», где он говорит о том, что «…учителями являются наиболее талантливые ученые, имеющие желание и способности обучать других».
В педагогических воззрениях Циолковского на профессионально- ценностные ориентиры учителя особое место занимает проблема творчески маслящего педагога. По мнению ученого, каждый, избравший профессию учителя, должен быть не только творцом, но и обладать фантазией, так как она «…играет столь же видную роль в науке (в том числе и в педагогике), как и в искусстве».
Циолковский считает, что для учителя очень важно «... суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез». В этом высказывании особенно отчетливо проявились аксиологические приоритеты во взглядах ученого на проблему профессионально-значимых ориентаций учителя.