ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПОСТРАКЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПОСТРАКЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

© А.И.Казыкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2002 г.

Современный этап проникновения в космос можно охарактеризовать как борьбу с гравитацией. Увеличение масштабов освоения космического пространства в будущем потребует создания качественно новых транспортных космических систем (ТКС), для которых приоритетной задачей будет борьба с пространством и временем. И как ни парадоксально, именно гравитация в перспективе может стать эффективным средством освоения дальнего космоса и мощным средством борьбы с пространством и временем. Активное задействование гравитации в движителях ТКС будет означать качественный скачок в их развитии и начало эры принципиально новых технологий движения в космическим пространстве.

Предлагаемое концептуальное направление в развитии ТКС — это логическое развитие идей К.Э. Циолковского об исследовании мировых пространств на современном научно – теоретическом уровне. На достижениях физики последних десятилетий построена и имеет полное теоретическое обоснование модель космического корабля постракетного поколения «гравитационный тандем» (ГТ). Формально ГТ является мобильной динамической системой с компактным концентратом массы и полевой структурной связью. На основании качественного изучения данной системы установлено, что она обладает комплексом принципиальных отличий от традиционных ракетодинамических систем. Важнейшим из них является объединение трех принципов передвижения в пространстве: безынерционного, хроносимметричного и неракетного в единую технологию движения — постракетную. Безынерционная составляющая как самостоятельный фактор наделяет ГТ беспрецедентно высокой мобильностью, выражающейся в практически неограниченном диапазоне ускорений, которые могут достигать порядка 104–105 м/с2 без возникновения перегрузки в космическом корабле. Хроносимметричная составляющая исключает из механики ГТ «парадокс близнецов»: пространственные перелеты на основе предлагаемых технологий будут характеризоваться полной хронометрической симметрией между движущимися и покоящимися системами отсчета. Можно показать, что продолжительность перелетов как по собственному корабельному времени, так и по земному времени будет практически одинаковой.

Неракетная составляющая определяет физические механизмы ускорения и массово-энергетического взаимодействия мобильной динамической системы с окружающей средой, а также отвечает за экологическую стерильность ГТ.

Концепция ГТ направлена на кардинальное сокращение продолжительности пространственных перелетов и, как следствие – на неограниченное расширение сферы потенциального проникновения человечества во Вселенную.