ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ТРАКТОВКЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
© З.Ф.Крученкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.
В условиях современной школы перед учителем начальных классов стоит множество задач, одна из которых — выявление симптомов, препятствующих полноценному обучению ребенка в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является наличие у ребенка речевых нарушений. Уровень этих отклонений может быть различным. У одних детей речь вовсе отсутствует или находится в зачаточном состоянии, и они обучаются в специальных школах для детей с нарушениями речи. У некоторых детей обнаруживаются лишь незначительные нарушения всех или некоторых компонентов языка, и они зачастую попадают в классы массовых школ. Однако речевое недоразвитие в большинстве случаев не позволяет подобным детям усвоить программу общеобразовательной школы в полном объеме.
К. Э. Циолковский считал речь одним из важнейших качеств человека. По его мнению, человек должен обладать умом, силой, красотой, здоровьем, правильной речью. Все эти качества, по мнению Циолковского, составляют «достоинство человека» или его «цену». Поэтому «отсутствие возможности выражаться звуковым словом», т. е. неспособность овладеть речью, ее утрата или наличие речевых нарушений являются серьезным недостатком. Такие недостатки нежелательны, и их по возможности надо устранять. Конечно, Циолковский не занимался логопедической работой, но он уделял значительное внимание психологической помощи таким детям, так как считал, что дети с речевыми нарушениями нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Для того, чтобы выявить и устранить речевые нарушения, помочь ребенку преодолеть трудности, возникающие у него в процессе учебы, важным фактором является создание учителем необходимых условий для спокойного и нормального обучения, обеспечение психологического комфорта в процессе обучения и воспитания. В противном случае ребенок может замкнуться на своих трудностях, уйти в себя, в нем может поселиться страх речи. Как истинный педагог-гуманист, Циолковский предлагает работать, учитывая возможности каждого ребенка, в первую очередь — ребенка с каким-либо нарушением. Циолковский указывает, что, осуществляя дифференцированный подход к таким детям, оказывая им внимание и поддержку, необходимо в то же время раскрывать их «природные силы», развивать способности, любознательность. Только таким образом можно будет помочь им преодолеть возможные негативные последствия дефекта.