СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ ЦИОЛКОВСКОГО И ВЕРНАДСКОГО НА БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
© В.М.Бондаренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.
В сборнике тезисов на XXXVI научных чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского, в 2001 г. я опубликовала материал на тему «К вопросу об онтологии развития человеческого сообщества» /Калуга, 2001, с. 153/. В этом материале я изложила контуры новой методологии познания закономерностей в развитии человеческого сообщества. Это новое теоретическое знание позволяет также по-новому осмыслить и дать толкование взглядов К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на будущее человечества.
В соответствии с основными положениями «новой методологии» мерилом прогресса человечества по отношению к цели является непрерывное поступательное сокращение времени между возникновением потребности материальной и духовной потребности каждого конкретного человека и общества в целом и моментом ее удовлетворения. В противном случае, если в динамике процессы в изменении времени для каждого конкретного человека будут свои, не совпадающие с другими (т. е. будут положительными и отрицательными, цикличными и волнообразными, прямыми и возвратными и т. п.), то численное значение этого многообразия, вероятно, будет определяться цифровыми значениями со многими степенями. Отсюда, каждый человек будет жить (сейчас так живет) как бы в своей сфере, под действием собственных центробежных и центростремительных сил, в своем космосе — не совпадающем с космосом других. В этом случае цивилизации, народы, страны, мелкие и крупные сообщества и конкретные люди будут находиться в разном линейном и сферическом временном пространстве, и они никогда не поймут друг друга, и вместо диалога между ними возникнут столкновения. А учение К.Э. Циолковского и В. И. Вернадского об единой мировой цивилизации, о расселении в космосе, о высшем разуме, о биосфере и ноосфере, об антропокосмизме и т. п. останется на уровне утопии, прекрасной сказки ибо оно адекватно только тому уровню развития человеческого сообщества, когда время между возникновением потребности общества и конкретного человека в отдельности и ее удовлетворением с нарастающей скоростью будет приближаться к нулю. А это значит, что общение, взаимосвязь между людьми как производителями и потребителями материальных и духовных благ может происходить на уровне мысли, т. е. мгновенно. И, слившись, эти мысли превращаются в Объединенный разум, а человечество — в единую человеческую цивилизацию.