СОЗДАНИЕ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЭНЕРГИЯ» — ВЕРШИНА РАКЕТОСТРОЕНИЯ ХХ ВЕКА

СОЗДАНИЕ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЭНЕРГИЯ» — ВЕРШИНА РАКЕТОСТРОЕНИЯ ХХ ВЕКА

© О.Д.Бакланов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2002 г.

Освоение космического пространства в первую очередь зависит от создания эффективных, надежных и экономичных средств выведения полезных грузов в космос, на чем сосредоточивал внимание К. Э. Циолковский, открывший в виде жидкостной ракеты основное транспортное средство космонавтики, а С. П. Королев, создавший на базе военной ракеты Р-7 первое в мире семейство космических ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз», предопределил его мощностью и совершенством основные успехи в освоении космоса в ХХ веке.

К сожалению, следующий обоснованный С. П. Королевым шаг в освоении космоса на базе сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 в силу многих причин не получил успешного завершения, но его опыт был успешно использован коллективом НПО (ныне РКК) «Энергия» и всей связанной с ним кооперацией для создания новой подобной ракеты «Энергия», осуществленной под руководством Генерального конструктора В. П. Глушко по проекту Главных конструкторов И. Н. Садовского и Б. И. Губанова.

В докладе рассматриваются основные этапы принятия постановления об осуществлении этого проекта, выбора основных и организационных решений, их осуществление усилиями более 1200 предприятий СССР 86 Министерств и ведомств, которыми руководил Межведомственный координационный совет под председательством Министра общего машиностроения СССР С. А. Афанасьева и с 1983 г. — автора доклада. Показывается, что первый и сразу же успешный полет РН «Энергия» 13 мая 1987 г. открывал перед отечественной космической программой огромные перспективы, что было подтверждено успешным полетом системы «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 г.

К сожалению, к этому времени изменилась всемирная политическая конъюнктура и сменилось руководство страны, а вслед за СССР–Россией и другие страны, и в первую очередь США, потеряли интерес к крупномасштабному освоению космоса. Но мы уверены, что закономерности прогрессивного развития человечества потребуют возвращения к подобным программам, и тогда более экономично будет воссоздать ракету «Энергия», чем создавать какое-то новое транспортное средство.