СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАРАШЮТНАЯ ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ
© В.А.Довженко, Б.В.Найденов, И.Б.Соловьева, В.В.Циблиев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2002 г.
Реализация идей К.Э. Циолковского сделала возможным функционирование на орбите Земли орбитальных комплексов, в которых на протяжении длительного времени живут и работают экипажи космических экспедиций. Одним из психологических факторов космического полета, заставляющих космонавта быть постоянно готовым к действиям в экстремальных ситуациях, является чувство риска и опасности. Умение владеть собой, критически оценивать свои действия и принимать правильные решения в экстремальных ситуациях при дефиците времени — важная составляющая профессиональной деятельности космонавтов.
Специальная парашютная подготовка космонавтов (СППК) является одним из методов психологической подготовки космонавтов к деятельности в экстремальных условиях космического полета и представляет собой активный процесс обучения выполнению ими целенаправленной деятельности различной сложности в эмоционально насыщенных условиях прыжка с парашютом. Основным предназначением СППК является формирование структуры психики космонавта как оператора опасной профессии.
Основной методический прием достижения целей СППК состоит в следующем: обучаемому в процессе прыжка с парашютом предлагается дополнительное задание, выполняемое им одновременно с сохранением устойчивого положения тела в свободном падении, наблюдением приборной информации или управлением куполом парашюта. Дополнительное задание включает в себя ведение репортажа как на всех этапах прыжка с парашютом (на первоначальном этапе обучения), так и при выполнении различных психологических тестов или элементов одиночной (групповой) акробатики в условиях свободного падения при длительных (до 30–50 с) задержках раскрытия парашюта (на последующих этапах обучения).
Успешность обучения зависит от степени активности космонавта. Сложность задания для каждого обучаемого дифференцируется в зависимости от его уровня парашютной подготовки, профессиональных навыков и постоянно увеличивается по мере овладения им конкретными операциями. Процесс ведения репортажа служит средством активизации состояния обучаемого, т. е. средством организации его мыслительной деятельности по принципу «ВИЖУ-ДУМАЮ-ГОВОРЮ», повышения уровня сознательного отражения действительности, обеспечения самоконтроля и саморегуляции его действий в экстремальной обстановке.
В докладе представлены задачи, решаемые СППК, их методическое обеспечение, а также результаты многолетней практики психологической подготовки космонавтов как операторов опасной профессии.