ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО В НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЯХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Г.А.Соколова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.
Актуальность и значимость научного наследия К.Э. Циолковского состоит в том, что оно содержит ряд перспективных и плодотворных научно-философских идей, таких как:
− регуляция природных стихий;
− земно-космическая взаимосвязь явлений;
− управляемая эволюция;
− освоение космического пространства,
которые перекликаются с идеями, высказываемыми и развиваемыми в трудах других выдающихся российских ученых — Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского.
В научных подходах этих ученых ярко выделяется то общее, что может быть выражено словами Федорова: «…человек есть существо действующее, а не мыслящее только… Мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям». Именно этим отличается большинство научно-философских идей Циолковского, продолжающихся и представляющихся проектами, являющимися призывами к действию, в которых указаны реальные пути практического осуществления необычных, почти фантастических идей.
Определив для строгого научного анализа мира три начала: время, пространство и силу, Циолковский признавал абстрактность этих элементов и сложность их представления, интерпретации и взаимосвязей. «Самое простое понятие — время. Оно имеет два направления — прошедшее и будущее и определенную величину… Более сложно представление о пространстве. Оно имеет не только множество направлений, но мы приписываем ему еще разные формы, объемы и т. д. … Еще сложнее представление о силе. Оно вытекает из понятий о времени и пространстве». Признавая, что «вещество, пространство и время суть величайшие тайны, и мы не считаем их разгаданными», Циолковский тем не менее большинство своих выводов подтверждал практикой.
В одном из своих обобщающих философских трудов, названном «Монизм Вселенной», К. Э. Циолковский писал: «Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий». И действительно, осуществление к настоящему времени всего лишь малой части его проектов, являющихся продолжением дерзновенных научно-философских идей, практически подтверждают его правоту и убеждают в обоснованности этого высказывания.