ЗАДАЧА КОМПЛЕКСНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ЛА И СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ РБ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНОГОРАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

ЗАДАЧА КОМПЛЕКСНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ЛА И СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ РБ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНОГОРАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

© А.А.Токарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2002 г.

В настоящее время при создании перспективных транспортно-космических систем (ТКС) или модернизации уже существующих, актуальной является задача снижения затрат на выведение полезной нагрузки. Эта задача может быть решена переходом к полностью или частично многоразовым ТКС. Однако, при реализации большинства существующих проектов многоразовых ТКС необходимо разрешить множество технических проблем, разработать и применить новые технологические решения. Это потребует значительных капитальных затрат и больших сроков на отработку такой системы, что в современных экономических условиях затруднительно. Одним из вариантов компромиссного решения является применение частично многоразовой системы со спасаемым РБ 1-ой ступени. В докладе рассмотрена постановка задачи проектирования такой системы, с учетом ее многокритериальности, требований к безопасности системы, ее надежности, степени технического и экономического риска. Представлена схема расчлененного решения задачи выбора проектных параметров РБ и параметров системы спасения, алгоритм комплексной согласованной оптимизации этих параметров на более высоком уровне транспортной системы в целом.