АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

На каких ценностях и идеалах воспитывать молодое поколение? Аксиологические основания философско-педагогических концепций образования и воспитания, отвечая на этот вопрос, дают идеи и положения для современных поисков путей приобщения учащейся молодежи к общечеловеческим и национальным ценностям.

Аксиологический (ценностный) подход как методологическая основа современного образования и воспитания раскрывается в ряде основоположений, которые можно проследить и в философско-педагогических воззрениях К.Э. Циолковского, и в антропокосмической концепции воспитания.

Философские взгляды на источник и природу ценностей переносятся на образование и воспитание. У Циолковского это неразрывная целостность, единство человека и космоса. «Космическая философия» связана с «космической этикой» и «космической педагогикой».

Онтологические и гносеологические основания ценностей дают свое видение, измерение и ценностное наполнение бытия и сознания. «Судьба человека зависит от судьбы Вселенной», «судьба Вселенной зависит от судьбы существа». Человек и его воспитание имеют космическое измерение. Научное (преимущественно естественнонаучное) видение задает свою аксиологическую направленность, которой присущи свои ценности — наука, знание, образование. Религиозное (своеобразная форма христианства) видение определяется такими специфическими религиозными ценностями, как вечность и вечное существование во взаимосвязи со смертью и раем — «космическим раем» и др.

Этическое видение и измерение ценностного бытия раскрывают пути и средства достижения идеала «совершенного человека», «гражданина Вселенной». Ценностное наполнение расширяется нравственностью, освещенной светом Разума и некоторыми специфическими ценностями — «любовь человека к самому себе или истинное себялюбие» и др. Ценностное бытие едино, пронизано космосом как формой духовности.

Аксиологические основания могут быть продолжены и касаться вопросов целеполагания, приоритетных ценностных ориентиров, высшей ценности — Человека, общечеловеческих и национальных ценностей.