АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Философско-педагогическая антропология — учение о природе (сущности) человека, служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения в антропокосмической концепции К.Э. Циолковского.

На современном этапе реформирования образования антропологический подход признан одним из основных методологических принципов педагогики. Впервые он был обоснован К. Д. Ушинским в его многотомном труде «Человек как предмет воспитания» и рассматривался им как использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Циолковский предложил собственную программу познания человека во всей полноте его бытия, как на Земле, так и в будущей жизни, в космосе. Как педагог, он подчеркивал важность знания антропологии человека, особенностей развития человеческой природы для дальнейшего ее совершенствования, отстаивал идею создания основополагающей науки о человеке — «человекознании», которая поможет не только лучше понять «человека в себе», но и осмыслить с философско-педагогических позиций значимость преобразования природы человека для «судьбы Вселенной».

Циолковский был уверен в том, что благодаря образованию человек может быть изменен в сторону ума, нравственности, здоровья, долголетия; что человек научится распоряжаться собственной судьбой, преобразовывать свою пока еще несовершенную биологическую природу, станет «бессмертным во времени и пространстве».

Ученый-гуманист мечтал как можно скорее избавить человека от животных страстей, инстинктов, слабости ума, сделать его творцом собственной природы и судьбы. В своих многочисленных трудах и проектах он предлагал пути совершенствования личности, представляющие несомненный интерес и актуальность для педагогической антропологии.

Конечно, не все вопросы, относящиеся к антропологии, были освещены Циолковским с педагогических позиций. Но, тем не менее, в плане образовательно-воспитательном существенной представляется концептуальная мысль ученого о том, что «не лучше ли вырабатывать породу, слушающую голос рассудка, голос разума и науки, чем потакать развитию природных, животных страстей и низменных инстинктов человека». И начинать эту работу он советовал как можно раньше — в детские годы, когда многое можно изменить в душе человека.