АСТРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС И ПРОБЛЕМА КОСМИЧЕСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
© А.В.Егоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.
Астросоциологический парадокс (АС-парадокс) рассматривается как противоречие представлений о множественности внеземных цивилизаций (BЦ) и отсутствием явных проявлений их деятельности в космосе и на Земле. АС-парадокс называют также парадоксом Молчания Вселенной (или Великого Молчания)
Как отметил В. В. Казютинский, АС-парадокс был, по существу, сформулирован еще К. Э. Циолковским, который высказал мысль, что космические цивилизации не проявляют себя на Земле, так как считают землян не подготовленными к контакту. Сам термин – «АС-парадокс», появился позднее и обсуждался разными авторами (Э. Ферми, С. Лем, М. Харт, Н. С. Кардашев, В. В. Казютинский, Л. М. Гиндилис и др.)
Относительно эпистемологической природы и возможных путей разрешения АС-парадокса были высказаны противоположные суждения. Так, В. В. Казютинский и Л. М. Гиндилис считают, что никакого парадокса, по сути нет, по разному обосновывая этот свой взгляд. Другие (Э. Тернер, Дж. Болл, В. С. Троицкий и др.), признают, что парадокс действительно существует и предлагают различные объяснения его природы. Например:
- в Галактике существуют области с малой концентрацией цивилизаций, и Солнечная система находится в одной из таких;
- внеземные цивилизации давно нас обнаружили и наблюдают за нами, препятствуя собственному обнаружению;
- наши средства поиска ВЦ недостаточно совершенны.
В подходах к проблеме АС-парадокса может быть замечен некоторый релятивизм. Одни считают, что существует только проблема поиска, результат которого — дело времени. Другие — что мы столкнулись с необычным противоречием теории и эксперимента.
Кроме классической трактовки АС-парадокса, как противоречия между теорией и экспериментом, возможна и иная его интерпретация. АС-парадокс может быть рассмотрен, как парадокс различных типов: теоретико-эмпирического, эмпирико-эмпирического, межтеоретического и теоретико-теоретического типа.
Можно утверждать, что все существующие гипотетические «решения» АС-парадокса — это скорее объяснения существования АС-парадокса, но не его решения.
Пока мы не вступили в контакт с другой цивилизацией, АС-парадокс будет сохраняться. Более того, есть основания считать, что он будет сохраняться, пока мы не найдем убедительный ответ на вопрос: в чем смысл и назначение феномена «цивилизация» («космический субъект»)?
Пока мы не включим «все цивилизации Вселенной» в некоторый теоретический контекст в виде системы абстрактных категорий и отношений между ними, всегда возможен вопрос: почему нам сегодня известно именно столько-то цивилизаций.
Мы согласны с точкой зрения К.Э. Циолковского, что «космос … переполнен жизнью даже высшею, чем человеческая», но, что получение информации от иных разумных существ и тем более их непосредственное появление может вызвать немалые социальные коллизии и потрясения в нашем сегодняшнем мире, принести больше вреда, чем пользы.