ДИАЛОГ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ДИАЛОГ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Е.Б.Прохорова, А.П.Демидова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Диалог — неотъемлемый атрибут бытия личности. В научной литературе диалог рассматривается как способ познания действительности и одновременно как диалектико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъективно-смысловое общение, рефлексию самореализации личности. В связи с этим, выделяется диалогический подход к обучению, диалогическая позиция как учителя, так и ученика, диалогическое отношение к миру, к себе, к другому человеку, а также диалогическая ситуация на уроке. Судя по воспоминаниям учениц, диалоги на уроках использовал в своей педагогической практике К. Э. Циолковский. И даже в своих научных трудах, особенно в научно-фантастических произведениях, желая более полного понимания читателем, ученый обращался к диалогу.

Диалог можно определить как обмен мнениями, информацией двух или более собеседников, который предполагает активизацию положительных эмоций, процессов внимания, осознанность запоминания, осмысление. Восприятие собеседника — это понимание его речи и всех других его реакций, поэтому участники диалога — партнеры по сотрудничеству, в основе которого лежит диалог. Диалог является элементом творческого процесса на современном занятии.

Педагогическая практика вуза показывает, что возможно и необходимо проводить целенаправленную работу по развитию умения вести диалог у студентов. При этом одним из средств будет выступать семинар, где используется диалог, так как он предполагает формирование умений планировать собственное высказывание и самостоятельно ориентироваться с помощью ранее полученных знаний в речевой ситуации.

Таким образом, диалог как взаимодействия образовательного пространства является не простой суммой отдельных компонентов, а качественно новым образованием, которое предлагает гуманизацию процесса обучения и включение диалогового общения, когда педагог и студент могут понять друг друга, понять позицию другого. Диалог — оптимальный путь создания образовательного пространства для взаимодействия субъектов: педагога и студента.