ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2003 г.
Развитие космического производства и ряда других направлений космической деятельности сдерживается экономическими причинами, в числе которых важное место занимает высокая стоимость транспортных услуг по выведению грузов на околоземные орбиты и их возвращению на Землю. Предпринимавшиеся в последние десятилетия усилия по решению этой проблемы (например, путем создания многоразовых космических систем) не дали первоначально ожидавшегося эффекта, в том числе и из-за недостаточного спроса на услуги по выведению. Например, стоимость одного пуска американской многоразовой системы Спейс Шаттл по первоначальным прогнозам составляла 10 млн. дол., а современный уровень выше более, чем в 50 раз. В числе причин сокращение программы пусков, определившее существенный рост издержек на один пуск.
При современной стоимости выведения на рабочую околоземную орбиту 10 тыс. дол./кг и более, себестоимость продукции космического производства (с учётом затрат на её доставку на Землю) трудно снизить ниже уровня 100 тыс. дол./кг. Соответствующие такой себестоимости цены (на порядок и более превышающие цену золота) сдерживают формирование платежеспособного спроса на продукцию космических производств. В то же время, можно ожидать, что эластичность спроса по цене для отдельных видов продукции космических производств достаточно велика.
В докладе приведены результаты модельных расчётов по гипотетической цепочке причинно-следственных связей: опережающее снижение транспортных тарифов на выведение — как следствие, снижение себестоимости и цены продукции; соответствующий снижению цен рост спроса на продукцию космических производств и сопутствующего спроса на услуги по выведению. И, как замыкающий результат — возможное снижение себестоимости услуг по выведению, оправдывающее опережающее снижение транспортных тарифов.
При проведении модельных расчётов использованы ранее докладывавшиеся результаты анализа стоимости продукции космических производств в зависимости от транспортных тарифов и модельные расчёты влияния цен на величину спроса при разных показателях эластичности. Полученные результаты модельных расчётов свидетельствуют о том, что существенное снижение сложившегося высокого уровня транспортных тарифов может создать предпосылки для коммерчески эффективных инвестиций в инновационные проекты развития космических производств. Отмечается, что для повышения коммерческой эффективности таких проектов большое значение может иметь их государственная поддержка на ранних стадиях реализации. Затраты на государственную поддержку могут быть оправданы высокой бюджетной эффективностью использования накопленного в космонавтике инновационного потенциала для создания и развития конкурентоспособных производств.