ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

© М.Ю.Шишин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.

В настоящее время философия искусства еще находится в стадии становления. Но очевидным отличием ее от искусствоведения является рефлексия над бытийными основаниями искусства. По нашему мнению, в первую очередь нужно сконцентрироваться на проблемах его аксиологических оснований; особой реальности, связанной с произведениями искусства (которая признавалась целым рядом авторов), а также на изучении процессов творения и процессов восприятия произведений искусства как особой формы постижения бытия.

Очевидно, что философия искусства, разрабатываемая тем или иным автором или направлением, неразрывна с общими философскими установками этого направления. И на наш взгляд, имеет смысл обратиться к выдающимся достижениям отечественной философской мысли — русской философии всеединства и ее развитию в русском космизме. Не случайно это направление привлекает сейчас особое внимание и находит подтверждение в выводах естественнонаучной мысли. Кроме этого, исходя из русской философии рубежа Х1Х – ХХ веков, можно глубже понять и русское искусство того же периода, получившее всемирное признание, но еще недостаточно осмысленное именно с философской точки зрения. Выделим основные идеи этого философского направления, которые могут стать базовыми для разрабатываемой на их основе философии искусства.

1. Синтез естественнонаучных, философских, религиозных и собственно искусствоведческих подходов. Этот подход не является новым; он прослеживается уже в работах Леонардо да Винчи, Ши Тао и других мастеров древности, а в начале ХХ века в высшей степени свойственен П. А. Флоренскому. Можно отметить, что основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров также подчеркивал необходимость снятия противоречия между наукой и искусством.

2. Признание онтологического статуса высших духовных ценностей в противовес ценностному релятивизму, который в европейской культуре Х1Х – ХХ веков достиг максимума и стал одной из причин глубочайшего кризиса в искусстве (эпоха «дегуманизации искусства», по словам Х. Ортеги-и-Гассета). Если, по А. Швейцеру, в Европе философия в час погибели заснула, то русская философия заняла и отстаивала позицию абсолютности Красоты, Добра, Истины. Н. К. Рерих в это время провозглашает в качестве своего кредо формулу — Любовь, Красота и Действие. В настоящее время в исследованиях не только искусствоведов, но и физиков, биологов, математиков все больше подтверждается верность этого тезиса. Общие гармонические закономерности связывают воедино человека, макрокосмические объекты, высокохудожественные произведения искусства. Открытие фрактальности в ХХ веке подтверждает идеи Гете о прафеноменах и центральную идею религиозного крыла русского космизма о Мире как о Храме, где каждая частичка и структурно, и функционально подчинена, развивается и действует согласно Единому Вселенскому плану.

3. Роль человека как «со-творца Бога» или «сознательного агента активной эволюции». Если европейская мысль колеблется от представлений о самодостаточном индивиде, замкнутом на свой внутренний мир, художнике, созерцающем свои внутренние ландшафты (Ортега-и-Гассет), существе играющем, — к образу марионетки, движимой игрой бессознательных сил, то в «философии общего дела» утверждается идея творчески-духовного преображения человека и вселенной, которая нашла глубокий отклик в сердцах не только философов и ученых (яркий пример тому - учение о ноосфере В. И. Вернадского), но и художников: В. Ф. Юона, К. С. Петрова-Водкина, Н. К Рериха, М. Чюрлениса, группы «Амаравелла» и других. Это подтверждает единство мировоззренческих установок, с одной стороны, а с другой, еще ярче выявляет потребность разработки философии искусства на базе русского космизма.