ГЕНИАЛЬНОСТЬ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ?
© И.В.Давыдова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
Пытаясь выяснить истоки таланта, в своих философско-педагогических трудах К. Э. Циолковский уделял много внимания вопросам обучения и воспитания одаренных детей. Основными факторами в формировании способностей и гениальности он считал влияние наследственности, социальной среды и воспитания, а также приложение собственных сил.
Стремясь отыскать корни своей гениальности, в автобиографии «Черты из моей жизни» ученый отмечал, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери, но тут же пояснил, что подобные признаки не проявились у братьев и сестер и предположил: очевидно потому, что их не унижали глухота, бедность, неудовлетворенность.
Отметим несколько причин, оказавших влияние на развитие творческого потенциала Циолковского:
- доброжелательные отношения к ребенку в семье;
- раннее проявление любознательности, склонности к мастерству и художественному творчеству, невероятный полет фантазии;
- огромный интерес к жизни во Вселенной, ее тайнам и законам;
- стремление к самообразованию (изучение точных наук с 14 лет), к самостоятельным творческим исканиям;
- сочетание интуиции и научной фантазии с чувством реальности;
- педагогическая деятельность как стимул творческих исканий.
Циолковский был уверен в том, что появление на свет гения нельзя объяснить отдельными причинами. По его мнению, решающую роль играет сочетание многих факторов.