ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА

© Ю.Н.Румянцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Приоритетность гуманизации российского образования ни у кого уже не вызывает сомнений. На «образовательном рынке» предлагается достаточно широкий выбор различных концепций, технологий, программ и учебно-методических комплексов. Среди известных дидактических систем появляются новые, например, концепция педагогики здравого смысла. Данное направление соответствует идеям гуманистической педагогики и направлено на обеспечение личностной ориентации образования. Это принципы индивидуализации, развивающего воспитания, целостности воспитательного процесса, опоры на ведущую деятельность, мотивированности.

Особую значимость в данном направлении приобретают педагогические воззрения К.Э. Циолковского. Ученый думал о воспитании «совершенного» человека, то есть человека разумного, жаждущего знаний, способного к активной преобразующей деятельности, он выступал против механического усвоения знаний, подчеркивал, что знания ребенок должен пропустить через свои чувства и разум. Ученый много размышлял о психической природе человека. Он предлагал строить обучение и воспитание, исходя из природы человека, его возрастных и психологических возможностей. Этот круг вопросов, затронутых Циолковским, сегодня приобрел еще большую актуальность в связи с общими тенденциями современного образовательного процесса и нашел отражение в личностно-ориентированных программах обучения.