ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

© М.В.Герасимова, Н.Л.Мыслинская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Обращение к истории, жизни и творческой деятельности выдающихся соотечественников стало знаковым явлением настоящего времени в нашем обществе. В образовании и, в частности, при обучении физике это обуславливает усиление внимания к реализации принципа историзма.

Зачастую использование исторических и биографических сведений носят односторонний характер, высвечивается какая-либо одна (или немногие) стороны исторической личности.

Наше исследование показывает, что о К. Э. Циолковском учащиеся и студенты знают лишь то, что он разработал теорию ракеты и был учителем (только знание о факте, но не содержание его работы как таковой). Вместе с тем, целенаправленное и систематическое использование учебно-воспитательного потенциала творческого наследия ученого при необходимой подготовленности учителя активно способствует реализации таких аспектов в формировании личности как:

- становление естественнонаучного мировоззрения (единство материального мира, взаимосвязь явлений в природе, познаваемость явлений) на основе философской концепции Циолковского;

- формирование методологических знаний и творческих способностей учащихся и студентов (разработка идеи и конструирование приборов для проведения исследований; многократное и добросовестное проведение исследований; энциклопедичность знаний и научных интересов, критичность мышления);

- убежденность в ценности знания и гуманистической направленности науки (освоение космоса, освоение пустыни, проект волнолома и др.);

- ориентация на здоровый образ жизни (занятие спортом, отсутствие вредных привычек, прогулки в бору, любовь к чтению и др.)

Подготавливая будущих учителей физики к использованию творческого наследия Циолковского, необходимо акцентировать внимание на новаторской гуманистической направленности идей и практической педагогической деятельности Циолковского, которые имеют для современного учебного процесса дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; мотивированность обучения; связь обучения с жизнью; необходимость наглядности и эксперимента в обучении с привлечением учащихся для постановки опытов, домашних наблюдений и посильных исследований; организация работы по обобщению и систематизации знаний на основе интегрированного межпредметного подхода в форме творческой работы учащихся в виде домашних сочинений; методы проверки знаний учащихся и подходы к оцениванию учащихся; внеурочная работа Циолковского с детьми.

Успешность подготовки студентов к использованию богатого учебно-воспитательного потенциала творческого наследия связана с развитием их мотивации к данному виду деятельности, включения на основе органической связи с изучаемыми вопросами по педагогике, физике и методике обучения физике материалов творческого наследия ученого, личностно-деятельностного подхода.