ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВОЙ СХЕМЫ НОСОВОГО УСИЛЕНИЯ МЯГКОГО ДИРИЖАБЛЯ

© П.И.Кононенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.

Носовое усиление предназначено для повышения жесткости носовой части оболочки мягкого дирижабля в полете и его хранения на удерживающем устройстве на земле. При хранении дирижабля на земле, носовое усиление крепится к удерживающему устройству, которое позволяет флюгировать дирижаблю по направлению ветра, тем самым снижать нагрузки на конструкцию дирижабля.

Конструктивно носовое усиление, как правило, состоит из конуса, на котором крепится причальный узел, и лучей, закрепляемых в карманах на оболочке дирижабля.

Анализ нагружения носового усиления в соответствии с «Критериями летной годности для дирижаблей» показал, что расчетным случаем для него является случай хранения дирижабля на удерживающем устройстве при максимальной скорости ветра и действии бокового порыва. При этом на носовое усиление действуют силы, приложенные к узлу крепления, и усилия, возникающие в оболочке при действии избыточного внутреннего давления подъемного газа и скоростного напора.

При исследовании конструктивно-силовой схемы носового усиления рассматривалось влияние следующих конструктивных решений на напряженно-деформированное состояние носового усиления: плеча приложения действующих сил, характер крепления лучей на носовом конусе (шарнирное, моментное), положение лучей на оболочке по отношению действующих сил.

Анализ напряженно-деформированного состояния конструкции носового усиления и носовой части оболочки, на которой установлено усиление, проведен с использованием метода конечных элементов.

Показано влияние ранее перечисленных конструктивных решений на напряженно-деформированное состояние носового усиления, и даны рекомендации приводящих к снижению его веса.