ИЗМЕНЕНИЯ В ОЦЕНКЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ПРОТЯЖЕНИИ ХХ ВЕКА
© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.
1. Рассматривая изменения в оценке философских взглядов великого русского учёного, я не буду касаться невежественных отрицаний какого–либо их значения, поскольку последнее характеризует чрезмерно низкую планку, задаваемую сегодня квалификации «научных» работников.
2. Оценка философских убеждений К.Э. Циолковского, по его собственным словам, главного импульса всего его научного творчества, менялась неоднократно и сейчас демонстрирует живучесть всей вековой палитры сложившихся мнений.
3. Резкое расхождение в понимании философского творчества учёного связано, в первую очередь, с изменением идеологической конъюнктуры, но не только с этим.
4. Учёный-самоучка, самостоятельно входивший во все доступные ему через немногие журналы и книги области знания, настолько своеобразно использовал сложившуюся философскую терминологию (прежде всего, слова «материализм», «атом», «нирвана»), что это сильно осложнило объективное понимание его позиции.
5. В оценке философских взглядов К.Э. Циолковского незаменимую роль сыграли ежегодные научные Чтения, посвящённые разработке творческого наследия К.Э. Циолковского. Плодотворные дискуссии на философской секции вывели исследования за рамки официального диалектико-материалистического и атеистического подходов и позволили приблизиться к более адекватному представлению о сложном единстве философских, религиозных и научных взглядов русского гения.
6. Рисуемая Циолковским картина мира, сочетающая в себе его нравственные религиозно-философские и, по его убеждению, развивающиеся в том же направлении научные идеи, представляет собой архетипическую модель духовно управляемой Вселенной, знакомой нам и в её религиозном кросскультурном представлении, и в многочисленных «светских», главным образом, художественных пересказах.
7. Что касается религиозных идей калужского мыслителя, сложившихся в русле дискуссий о судьбах христианства в начале двадцатого века и упорно замалчиваемых при господстве официального атеизма, то начатое недавно их серьёзное исследование тесно связано с тем, насколько живой, свободной и актуальной может стать христианская мысль.