ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА: ОТ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО К ПЕРСПЕКТИВНЫМ ПРОЕКТАМ

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА: ОТ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО К ПЕРСПЕКТИВНЫМ ПРОЕКТАМ

© К.А.Карп, В.В.Дарнопых
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Современное состояние отечественной и мировой космонавтики, уровень и темпы ее развития, степень интеграции научной, деловой и политической общественности в рамках международного сотрудничества при реализации космических программ и проведении космических исследований обусловили качественно новый уровень подготовки молодых специалистов. Одним из возможных направлений наращивания знаний, навыков и умений студентов, аспирантов, научных работников, а также профессорско-преподавательского состава явилось включение в учебные планы выпускающей кафедры «Системный анализ и управление» таких дисциплин как «Космическая политика» и «Космическая политика и право» Московского авиационного института (МАИ).

Освоение учебных программ упомянутых дисциплин имеет главной своей целью формирование у студентов (слушателей) системных знаний в сфере космической политики и права. Требованиями к знаниям по дисциплинам является овладение терминологией космической политики и права, умение грамотно формулировать цели и задачи отечественной и мировой космонавтики, ясно представлять себе иерархическую структуру космонавтики, знать механизмы управления отечественной космической деятельностью, иметь понятие о ближайших и отдаленных перспективах космонавтики. Безусловно, необходимым условием является знание истории космонавтики, в первую очередь - идей и трудов К.Э. Циолковского, основных достижений отечественной и международной космонавтики, а также представление о системе программных мероприятий, в частности, о Федеральной космической программе России на период до 2005 года.

Разработка и реализация программ дисциплин «Космическая политика» и «Космическая политика и право» потребовали создания соответствующих средств поддержки учебного процесса, которые призваны обеспечить преемственность классических технологий высшего образования (лекции, публикации, доклады), внедрение современных информационных технологий и технологий дистанционного и открытого образования (тестирующие и обучающие программные комплексы, компьютерные учебники, компьютерные формы контроля, интернет-технологии при работе с информационными источниками). Ряд средств поддержки учебного процесса сегодня уже разработаны и успешно внедряются, другие средства находятся в стадии активного создания, в том числе — с привлечением обучаемых.