К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Императивом образовательной политики является модернизация российского образования, означающая усовершенствование, обновление, изменение в соответствии с требованиями современности. Но производить целенаправленно изменения, не оглядываясь в прошлое, нельзя.

Нашим великим земляком является К. Э. Циолковский, ученый и учитель. Его педагогические взгляды не оформлены в специальные труды, однако анализ его педагогической деятельности показывает, что он был учителем-новатором и внес большой вклад в развитие образования.

Сегодня мы все чаще говорим о компетентностном подходе к образованию, который включает четыре аспекта его реализации: формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. По-видимому, педагогические идеи Циолковского были предтечами компетентностного подхода.

Ключевые компетентности включают в себя такие понятия, как знания, умения и навыки, но это не просто их механическая сумма. Компетентность — это способность применять знания и умения на практике, в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем. Циолковский писал, что только через знания можно успешно распространять истину о человеческой жизни во имя будущего. Он был учителем математики, но прекрасно знал физику, механику, астрономию и предсказывал глубокое проникновение математики в разнообразные отрасли знания. Ученый хорошо разбирался в вопросах теоретического и прикладного языкознания. Надпредметный подход он реализовывал в своей педагогической деятельности. Сегодня ключевые компетентности как раз надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в разных сферах деятельности человека.

Обобщенные и прикладные предметные умения также находят отражение в педагогических взглядах ученого. В их формировании важна научность, которая всегда сочеталась с доступностью изложения. В формировании обобщенных и прикладных умений ученый считал необходимым доказать учащимся полезность изучаемого, применимость в жизни, расширение умственного кругозора. Большое значение он придавал наглядности.

Овладение жизненными навыками занимало не последнюю роль в педагогической деятельности Циолковского. Они закладывались учащимся с самого раннего возраста и способствовали глубокому усвоению учебного материала.

Циолковского отличал творческий подход к решению задач. К сожалению, сегодня в школах мало внимания уделяется осуществлению опыта творческой деятельности и опыта ценностного отношения к явлениям и событиям окружающей нас действительности. В современной педагогике слова, термины, понятия, использованные Циолковским столетие назад, приобретают новую окраску и звучание, но суть вещей все же при внимательном изучении остается той же.

Педагогические взгляды Циолковского нацелены в будущее, его идеи помогут нам не только модернизировать образование, но и определить: что делать и как.