К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА
© А.А.Астахова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
Роль гражданского образования в становлении подрастающего поколения очень велика. Особенно важно сформировать умение быть гражданином у детей и молодежи России сегодня — в период перестройки общества на демократических началах. Гражданское образование представляет собой процесс овладения правилами и нормами отношений, принятых между человеком и обществом. С его помощью будет быстрее идти преодоление кризисных процессов в возрождении и становлении гражданского общества в России с учетом традиций отечественной духовности и нравственности.
Большую роль гражданскому образованию и воспитанию отводил в своих работах К. Э. Циолковский. В частности, работая над проектом русской школы — школы будущего, Константин Эдуардович отмечал, что ее главная цель заключается в том, чтобы «научить быть гражданином».
Ученый-педагог рассматривал понятие «гражданин» не только как воспитание любви к Родине, знание ее культуры, истории, языка. Он расширял это понятие до рамок космического масштаба.
Циолковский ввел в своей антропологической концепции такое понятие, как «гражданин Вселенной». Это — совершенный человек, личность, которая гармонично сочетает в себе и национальные, и общечеловеческие чувства, и ценностные идеалы, полностью осознает свою ответственность не только за судьбу планеты Земля, но и за судьбу всей Вселенной. Он, этот «совершенный человек», обладает «космическим сознанием» (знаниями о Вселенной, ее истории, «судьбе») и «космическими» гражданскими чувствами (нравственной ответственностью за свои дела и поступки, за свою активную преобразовательную деятельность перед «всеми жителями Вселенной»). Также, считал Циолковский, «гражданин Вселенной» должен хорошо знать «историю космоса, законы его развития». А еще он обязан быть творческой личностью, которая активно и в то же время разумно занимается преобразованием жизни на Земле и способна установить не только на нашей планете, но и во всем космосе справедливый мир, в основе которого будут лежать нравственность и «космическая этика».
Взгляды Циолковского актуальны и в наши дни, т. к. и в современном образовании все больше внимания уделяется на воспитание гражданина, способного направлять свои знания на поиск лучшего общественного устройства для всех людей Земли, а в будущем и в нашем общем «большом доме» — самой Вселенной.