К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.
С использованием комплексной методики и автоматизированной системы исследования тенденций развития рынка магистральных воздушных судов (ВС) рассмотрен переходный период (1992…2000 гг.) в развитии авиатранспортной системы России. В качестве исходных данных использованы расписания полетов российских авиакомпаний 1992…2000 гг., справочник по аэропортам России и стран СНГ и статистические данные по пассажирским авиаперевозкам в период 1992…2000 гг.
Основу авиатранспортной системы России составляют: авиатранспортная сеть, авиакомпании, осуществляющие пассажирские перевозки, и парк воздушных судов. Изменения, происходящие в авиатранспортной системе России, являются следствием коренных изменений, произошедших в стране в 90-е гг. Распад СССР и разрушение единого политического и экономического пространства привели к заметному уменьшению пассажиропотоков и подрыву экономических основ системы пассажирских авиаперевозок. Общее количество самолетов в авиакомпаниях России за период 1991…2000 гг. уменьшилось вдвое. В меньшей степени это коснулось парка магистральных ВС — их количество сократилось на 20%. Количество авиакомпаний России, возросшее в период 1992…1994 гг. в четыре раза, в дальнейшем монотонно уменьшалось. В настоящее время в России зарегистрировано 235 авиапредприятий-эксплуатантов гражданской авиационной техники, которые эксплуатируют 2550 воздушных судов.
Важнейшей особенностью пассажирских авиаперевозок в СССР был их дотационный характер. В развитии авиатранспортной сети экономический фактор не был определяющим. Приоритетными являлись потребности развития транспорта как необходимого элемента развития страны, в частности, освоения труднодоступных районов Сибири и Дальнего Востока. Ситуация на рынке пассажирских перевозок радикально изменилась, когда на смену единственной государственной авиакомпании Аэрофлот пришли сотни коммерческих авиакомпаний. Для частных авиакомпаний безусловным приоритетом является получение прибыли, поскольку это определяет саму возможность их существования. Конкурируя с другими видами транспорта, частные авиакомпании, как правило, сохраняют в действии лишь авиалинии с достаточно большими пассажиропотоками, делающими эти авиалинии рентабельными. Неизбежным следствием этого явилось резкое сокращение авиатранспортной сети страны вследствие ликвидации нерентабельных авиалиний.
Проведен анализ статистических данных по пассажирским перевозкам авиакомпаниями России за период 1992…2002 гг. и выявлены следующие основные тенденции. В период 1992…1996 гг. происходило обвальное разрушение созданной в СССР авиатранспортной системы. В период 1996…2000 гг. это разрушение продолжалось, но темпы его замедлились. Одновременно складывались новые принципы формирования авиатранспортной системы, соответствующие новым экономическим условиям. Период после 2000 г. характеризуется как период политической и экономической стабилизации: определились стратегические направления экономического развития страны, произошла структурная перестройка авиатранспортной системы, отмечен устойчивый рост пассажирских авиаперевозок. Если сложившиеся в стране экономические условия в обозримом будущем кардинально не изменятся, то сформировавшиеся тенденции развития авиатранспортной системы в целом и авиатранспортной сети, в частности, сохранятся. Это позволяет для прогнозирования дальнейшего развития авиатранспортной системы страны использовать методы исследования систем в условиях устойчивого развития.