КОСМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
© Т.Р.Липская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
Мышление современного педагога ограничено земными границами. Он привычно видит свою задачу в подготовке молодого поколения к жизни и труду в близких, реальных условиях. Вместе с тем все более популярной становится идея планетарного, космического мышления. Такой взгляд на мир диктуется уровнем естествознания и техники. Становление космонавтики, у истоков которой стоял К. Э. Циолковский, способствовало утверждению гелиобиологии. С гелиобиологией фактически были заложены основы космической экологии.
Расширение космической деятельности и начало космической индустриализации происходят при явном отставании в разработке и реализации мер по обеспечению экологической безопасности. При этом особое значение приобретает экологическое образование, которое призвано заниматься изучением моделей взаимодействия человека и природы. Нормативных уроков по космической экологии в школе нет. Этот предмет не предусмотрен учебными планами и стандартами, он возник стихийно. Лабораторией по разработке и совершенствованию космического образования и гимназией-лицеем № 48 г. Калуги был разработан методический материал по космической экологии, который затем был опробован на практике в качестве эксперимента в старших классах. По окончании эксперимента, с целью проверки уровня знаний, было проведено тестирование по разделу «Экология». Качество знаний и процент обученности составили 100%.
Материалы по космической экологии способствуют развитию общебиологических понятий на основе специальных, что и показало тестирование.