ЛИЧНОСТНАЯ НЕГЭНТРОПИЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ЛИЧНОСТНАЯ НЕГЭНТРОПИЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© М.Н.Миронова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Личностная негэнтропия — это атрибут личности, определяющий меру ее способности противостоять разрушению, распаду мира через участие в культуре. Физиком и философом Э. Шредингером фактически предложена необходимость составления своеобразного «баланса», определяющего результат его воздействия на мир. «Уравнение негэнтропийного баланса» можно составить для каждого из уровней личности, в том числе – для уровня такой личности, как К. Э. Циолковский. Уравнение это будет выглядеть следующим образом:

В мир = ЛНГЭ – ИЗ мира – П

В мир — негэнтропийный (созидательный) «вклад» человека в мир (он может быть выражен в произведениях культуры, которые можно мифологически представлять как «хранилище негэнтропии» или как «инобытие» одного человека в другом; для учителя он выражен в проявлениях педагогической культуры и «инобытии» учителя в ученике).

ЛНГЭ — личностная негэнтропия (на каждом из уровней она определяется из модели личности).

П — негэнтропия, которая могла бы быть направлена в мир, но вместо этого «сожжена» без пользы для него (примером могут служить потери от «дурных» привычек, эмоциий, вызванных «страстями»).

ИЗ мира — негэнтропия, «изымаемая» из мира. Это наиболее важная для психологического рассмотрения составляющая, она связана с эксплуатацией других людей: другой человек лишается возможности использовать свою личностную негэнтропию по назначению — на личную борьбу с распадом. Другие составляющие: уничтожение «живых», то есть обладающих негэнтропией, продуктов, которыми питается человек; употребление для бытовых целей предметов и «плодов» культуры, которые являются как бы «хранилищами» негэнтропии; употребление энергорессурсов, которые так же обладают негэнтропией.

В зависимости от соотношения всех частей уравнения баланс может быть положительным или отрицательным. В случае положительного баланса человек реально осуществляет антиэнтропийную функцию в мире. В случае отрицательного баланса человек деструктивен, он вносит свой «вклад» не в борьбу с хаосом, а наоборот — способствует распаду, действует согласно с энтропией.

Анализируя уравнение на каждом из уровней личности, приходим к выводу о том, что на предличностном и эгоцентрическом уровнях баланс отрицателен, то есть человек подобен «черной дыре», поглощающей мир; на группоцентрическом уровне результат может быть как отрицательным, так и положительным, но величина В мир невелика; на гуманистическом и духовном уровнях — баланс положителен. Следовательно, только начиная с гуманистического уровня, человек может выполнять свою универсальную антиэнтропийную функцию. Для учителя — это возможность педагогического творчества и сотворчества личной культуры и личности ученика.