МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОСАДКИ ДИРИЖАБЛЯ AU-12M

© А.А.Артемьев, А.В.Комолов, В.А.Крылов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.

Посадка является одним из ключевых расчетных случаев при проведении прочностных расчетов основных элементов конструкции любого дирижабля. В частности, для дирижаблей мягкой конструкции с подвесной гондолой значительный интерес представляет динамика взаимодействия гондолы и оболочки при посадке, а также динамика нагружения элементов конструкции шасси и системы крепления гондолы к оболочке.

В настоящей работе рассматривается динамическая модель посадки дирижабля Au-12М в различных условиях, выполненная в рамках программного комплекса динамического анализа многокомпонентных механических систем «Эйлер».

Расчетная схема реализована в виде набора жестких тел, соединенных идеальными шарнирами и определяющих необходимые степени подвижности частей системы друг относительно друга, а также упругими и демпфирующими силовыми элементами, которые имитируют характеристики тросов подвески гондолы и верхнего контура крепления гондолы к оболочке, трение в узлах системы, и моделируют работу стойки шасси.

В расчетах используется система внешних сил, учитывающих полное аэродинамическое воздействие на оболочку, аэростатические силы и вес всех элементов расчетной модели.

Разработанная динамическая модель была использована для расчета режима вертикальной посадки дирижабля Au-12М. На основе анализа полученных результатов была сделана оценка величины силы «догружения» гондолы снижающейся оболочкой, определены посадочные перегрузки гондолы, усилия, возникающие в элементах системы подвески гондолы к оболочке, и реакции в основных узлах стойки шасси.