МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИИ ВИНТО-КОЛЬЦЕВОГО ДВИЖИТЕЛЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИИ ВИНТО-КОЛЬЦЕВОГО ДВИЖИТЕЛЯ

© В.Ю.Барабанов, П.И.Кононенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.

На дирижабле АЕ-02 для создания и поворота вектора тяги применяется винто-кольцевой движитель (В. К. Д.) В конструктивном отношении В. К. Д. состоит из кольца со спицами, в котором располагается винт, отклоняющих воздушный поток гибких лопаток, силовой конструкции и тяг крепления В. К. Д. к корпусу гондолы.

Кольцо и гибкие лопатки выполнены из многослойных композиционных материалов с применением стеклоткани для кольца и ткани из высокопрочных синтетических нитей для лопаток. Для остальных элементов конструкции используются материалы из алюминиевых сплавов.

При проектировании В. К. Д. требуется обеспечить необходимую прочность и деформируемость конструкции при действии расчетных нагрузок.

В частности, должен выдерживаться гарантированный зазор между винтом и кольцом и между отклоняющими гибкими лопатками.

Для моделирования поведения конструкции В. К. Д. при различных видах нагружения разработана модель с использованием конечных элементов (программа MSC.visualNASTRAN), позволяющая исследовать напряженно-деформированное состояние конструкции. С помощью модели проведено исследование различных конструктивных силовых схем В. К. Д. и выбрано требуемое конструктивное решение.