МОНИЗМ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК СИНТЕЗ НАУКИ И РЕЛИГИИ

МОНИЗМ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК СИНТЕЗ НАУКИ И РЕЛИГИИ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.

Провозглашенный К. Э. Циолковским монизм в качестве одного из ведущих принципов его философской системы должен был представлять собой синтез научных, философских и религиозных подходов к освоению действительности; единство духовных и материальных ценностей для человека. Он претендовал на единую (снимающую в качестве частных собственно научные, философские и религиозные подходы) методологию исследования, отмечая: «Философией я называю объединение точных наук» («Свойства человека»). Однако к точным наукам относил, как известно, естествознание, этику, психологию. Свой вариант монизма ученый объявил научной философией, то есть знанием, подлежащим научному доказательству, верификации, апробации на практике. Это универсальное знание он считал применимым ко всем уровням развития материи и сознания.

В поисках универсальных рациональных оснований мироздания он создавал работы, в самих названиях которых, казалось бы, содержатся коренные противоречия: «Этика или естественные основы нравственности», «Научные основания религии». Для Циолковского типично комплексное содержание трудов. Работы по психологии человека («Ум и страсти», «Нирвана») затрагивают проблемы субстанции, философской антропологии, содержат новейшие данные из области механики, физики, химии. То же самое характерно для комплексов социологических и даже религиозных работ. Так в работе «Галилейский плотник» («Оценка галилейского учителя – Иисуса») он затронул проблемы воспитания нового человека, лишенного половых страстей; прогнозировал успехи наук о человеке (биологии и медицины) с целью решения проблем долголетия; обосновал онтологические основания бессмертия; развил свои представления о непротивлении, о взаимоотношениях человека с Богом. В уста Иисуса Христа ученый вложил свое собственное учение о Причине космоса как источнике происхождения материального мира, космической этики, совершенства жизни в масштабах Вселенной.

Разрабатывая монистическую систему космической философии, Циолковский оттолкнулся от «старой», «наивной» материалистической философии ХVIII – начала ХIХ вв., не сумевшей аккумулировать новейшие достижения в области естествознания рубежа ХIХ – ХХ вв.; от дуализма мировых религий (прежде всего христианства и буддизма) и религиозного мистицизма, от плюралистичности религиозных картин мира, не согласующихся друг с другом.

В работе показан наукоцентризм Циолковского, признание им науки в качестве универсального основания всех сфер человеческой деятельности и смысложизненной ориентации. Показано также, что система ценностей космической философии синтезирует устремления науки, философии, религии на пути поиска истины. «Истина одна. Нам дает ее вселенная и мудрецы, Земля и небо. Если бы она была доступна всем людям, то не было бы такого большого различия во взглядах, обычаях, вере и т. д.» («Общий алфавит и язык»). Религиозные ценности нашли яркое воплощение в системе космической философии. Это оптимизм бессмертия, вера в совершенствование и достижение конечного совершенства человека. Это наличие трансцендентного Абсолюта («Причина космоса»), созидающего материальный мир и управляющего им. Человек, по глубокому убеждению ученого, на пути сближения с Причиной обретет божественные свойства. Система космической философии открыта для нового естественнонаучного и духовного знания, для истин все более глубоких, что неоднократно подчеркивал сам Циолковский.