«НАТУРАЛЬНАЯ ЭТИКА» В. И. ВЕРНАДСКОГО И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С «КОСМИЧЕСКОЙ ЭТИКОЙ» К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

«НАТУРАЛЬНАЯ ЭТИКА» В. И. ВЕРНАДСКОГО И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С «КОСМИЧЕСКОЙ ЭТИКОЙ» К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.

В. И. Вернадский считает этику знанием «о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни». Он не делает различий между закономерностями человеческого поведения и знаниями о них. В морали для него самое главное — это эмоционально-чувственная составляющая, которая, опираясь на знания, может выступать регулятором человеческого поведения. Причем, обращение к чувствам считается более доходчивым и эффективным, что сближает мораль с религией. Функционирует мораль, по мнению В. И. Вернадского, либо воплощаясь в единую идеологию государства, либо выступая в виде «создания ноосферы».

«Знание» у него, как и у К.Э. Циолковского, несомненно, один из ведущих терминов. Они оба связывают его с волей, которая придает мысли потенцию движения, делает ее творческой. И то, и другое характерно для личности, выделяющейся из массы людей своей исключительностью, ориентированностью на будущее, ибо она есть функция не биосферы, а ноосферы. Личность имеет богатый внутренний мир, высокую культуру, совершенную нравственность. Она творит историю, ибо знает больше, видит дальше, умеет лучше. Но отсюда и трагедии отдельной личности, затерянной в массе. Оптимальным носителем личностных качеств является ученый. Смысл существования личности, по мнению Вернадского, «заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим».

Однако будущее цивилизации В. И. Вернадский связывает с нашей планетой, и обеспечивается оно ростом и всеохватностью научного знания, его распространением на всё человечество. Ученый не допускал самозарождение жизни на нашей планете из неживой материи, а потому ее появление, быстрее всего, есть результат космической экспансии живого вещества вселенной. В. И. Вернадский космическое будущее цивилизации фактически не рассматривает, хотя в пространственно-временном отношении с космосом у него связываются перспективы дальнейшего развития разума.

В. И. Вернадский чрезвычайно далек от поисков в данном направлении К.Э. Циолковского, на которого он никогда не ссылался. Вместе с тем, характер рассмотрения им этических вопросов свидетельствует о его аналогичной натуралистической ориентации. Так у него удовлетворение претензии этики на научность фактически зависит от того, сможет ли теоретическое знание о морали воспользоваться методами точных и естественных наук. Близость позиций этих двух современников порождена, быстрее всего, единством культуры, сформировавшей таких неординарных мыслителей. Вместе с тем, довольно независимый в своем воображении К. Э. Циолковский, довел собственные этические построения до логического завершения. А вот Вернадский, жестко контролировавший свои изыскания параметрами естественнонаучного познания, не только не сумел завершить начатую еще в юности работу «Этика», но и практически не приступил к созданию ни одного раздела в своих трудах, которые он намеревался посвятить этической проблематике (например, раздел «О морали науки» в работе «Научная мысль как планетарное явление»). Попытки разработать этическое учение представляют собой довольно оригинальные варианты создания теоретических построений в поисках закономерностей поведения отдельных людей и социальных коллективов. Наработки этической науки в них не находят никакого отражения. Главной основой такого рода изысканий становится психология, которая рядом исследователей первой половины ХХ века относилась к гуманитарных наукам.

После К.Э. Циолковского никому из естествоиспытателей начала и середины ХХ века не удалось создать своего законченного варианта реализации идеи космического будущего человечества. Одной из причин подобного результата является утопическая по своим исходным параметрам установка к моделированию идеального, абсолютного по своим параметрам социального организма, приспособленного для существования в космосе.