НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ПИЛОТИРУЕМОГО МЕЖПЛАНЕТНОГО КОРАБЛЯ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ПИЛОТИРУЕМОГО МЕЖПЛАНЕТНОГО КОРАБЛЯ

© В.Е.Любинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2003 г.

Для обеспечения надежного достижения цели полета и безопасности экипажа контур управления полетом пилотируемого межпланетного корабля (ПМК), так же как и контур управления полетом других современных пилотируемых космических аппаратов, должен включать в свой состав три управляющих звена — экипаж, бортовой комплекс автоматического управления (БКАУ) и наземный комплекс управления (НКУ). Такая схема обеспечивает достаточно высокую степень резервирования его функций.

В межпланетном полете, одной из особенностей которого является невозможность срочного возвращения экипажа на Землю при возникновении критических аномальных ситуаций и необходимость продолжения полета по сложной программе, насыщенной ответственными полетными операциями, потеря дееспособности одним или даже двумя из указанных звеньев не должна приводить к катастрофическим последствиям. Из этого условия вытекают особые требования к характеристикам этих звеньев. Основным критерием для определения этих требований является возможность обеспечения каждым из этих звеньев (экипаж, БКАУ или НКУ) возвращения ПМК к Земле в случае, если два других звена окажутся в силу каких-либо причин недееспособными.

В докладе формулируются такие требования для различных аномальных ситуаций в контуре управления полетом ПМК и предлагаются методы и средства, обеспечивающие эффективное управление полетом в этих ситуациях. Рассматривается вопрос рационального распределения функций между звеньями в различных вариантах конфигурации контура. Обсуждается возможная схема автоматической навигационной системы.